РИГА, 6 ноя — Sputnik. Знания молодежи о гражданских вопросах низкие, а различие между понятиями "патриотизм" и "национализм" большинству непонятно. Гражданское образование больше сосредоточено на общих знаниях о функционировании общества и государства, а не на укреплении национальной принадлежности.
Школьники редко задумываются о вопросах государственности, а патриотизм часто формируется под влиянием семьи или личных ценностей.
Различается и готовность молодежи защищать государство в случае военного конфликта. В школах нацменьшинств чаще наблюдается желание эмигрировать из Латвии, тогда как среди латышской молодежи доминирует локальный патриотизм, отмечается в исследовании.
СВО на Украине усилила как тенденции национального радикализма, так и поляризацию между латышскими и русскоязычными школьниками.
Учителя прилагают усилия к снижению агрессии и влияния дезинформации, поощряя дискуссии и поиск консенсуса. Тем не менее педагогам не хватает государственных рекомендаций о том, какого гражданина Латвия хочет формировать и в каком направлении должна двигаться страна, что, как указано в отчете, затрудняет работу учителей.
Среди нацменьшинств наблюдается стремление к гражданскому обществу, в котором принадлежность к государству основывается на гражданстве, а не на этническом происхождении. По их мнению, это стратегический вопрос, который необходимо решать на политическом уровне.
Как подчеркивается в отчете, школа не может в одностороннем порядке сформировать гражданскую нацию без соответствующего политического решения.
В контексте СВО учителя сталкиваются с ситуациями, когда родители придерживаются пророссийских взглядов и выражают недовольство содержанием учебных программ. Учителя отмечают, что действующее законодательство их недостаточно защищает, что затрудняет формирование целенаправленного национально-патриотического общества в школах.
Система гражданского образования в Латвии в исследовании охарактеризована как "черный ящик" — ее реализация в школах непрозрачна. На это влияет широкая свобода действий учителей, предусмотренная проектом Skola2030, отсутствие единых учебных материалов, а также недостаточная проверка знаний учащихся в данной области. В результате отсутствуют данные о том, в какой степени выпускники школ овладели базовыми политическими знаниями и навыками, необходимыми для полноценного участия в общественной и политической жизни, указывается в исследовании.
По мнению авторов, для укрепления гражданского образования в Латвии необходим государственный стратегический подход, определяющий, какого гражданина следует формировать и как в школах следует обсуждать актуальные политические вопросы как в национальном, так и в международном контексте.
Рекомендуется повысить престиж гуманитарных и социальных наук в системе общего образования, обеспечив баланс знаний из разных областей и признавая значение этих предметов для развития общества. Также предлагается определить минимальный объем гражданских и политических знаний, обязательный для всех учеников, и обеспечить его проверку.
Исследование также призывает развивать у школьников умения получать и анализировать политическую информацию в современной фрагментированной медиасреде. По мнению исследователей, чувство принадлежности Латвии среди молодежи нацменьшинств следует формировать как через гражданский патриотизм, так и через знакомство с латвийской культурной средой.