РИГА, 5 ноя — Sputnik. Правительство Литвы закрыло границу с Беларусью до 30 ноября. Пограничный пункт "Шальчининкай – Бенякони" закрыт полностью, а движение через пункт "Мядининкай – Каменный Лог" ограничено: пересекать границу могут только дипломаты, лица с упрощенным транзитным документом, возвращающиеся в страну граждане Литвы и их семьи, граждане стран ЕС и НАТО с членами семей, а также иностранцы, имеющие вид на жительство в Литве или гуманитарную визу.
На фоне решения Вильнюса Беларусь ограничила движение грузовиков и тягачей, зарегистрированных в ЕС, по своей территории. Постановление будет действовать до 31 декабря 2027 года.
Установлен запрет на использование территории Беларуси для перемещения грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в странах ЕС, прицепов и полуприцепов, зарегистрированных в Польше и Литве.
Ограничение не применяется в случае следования фур, за исключением зарегистрированных в Литве и Польше, прицепов и полуприцепов, за исключением зарегистрированных в Польше, из автодорожных пунктов пропуска в соответствующие им специально установленные места для совершения грузовых операций, перецепки, заправки, из таких мест в соответствующие им КПП после проведенных операций, а также между специально установленными местами в порожнем состоянии. Польский транспорт должен следовать только через белорусско-польскую границу, а литовский – через белорусско-литовскую.
Также установлен запрет на использование белорусской территории для легковых автомобилей, зарегистрированных в Польше и осуществляющих международную перевозку в соответствии с индивидуальными накладными или международными товарно-транспортными накладными "CMR", если только они не следуют через белорусско-польский участок границы.
В постановлении также определен перечень грузов, на которые не распространяются ограничения, например, это - гуманитарные грузы, почта, лекарства и др.
Перевозчики в панике
Литовская национальная ассоциация автомобильных перевозчиков (LINAVA) в связи с этой ситуацией уже дважды обратилась к премьеру Инге Ругинене с просьбой принять срочные меры.
По данным LINAVA, в Беларуси и на границе застряли около 2 тыс. литовских грузовиков, 3 тыс. полуприцепов и несколько тысяч водителей.
Для обслуживания одного грузовика нужно в среднем пять человек (водителей, ремонтников, менеджеров и т. д.), таким образом, последствия решений о закрытии КПП могут затронуть 35 тысяч человек.
В LINAVA также указали, что из-за сложившейся ситуации перевозчики только за один месяц могут потерять около 70 млн евро дохода. Ассоциация призвала правительство представить четкий план действий и как можно скорее принять меры. Ответ перевозчики просили дать к 5 ноября.
Вице-президент LINAVA Олег Тарасов заявил, что единственный способ решить проблему — это открыть границу с Беларусью. "Других решений нет, ведь мы не сможем вернуть эти грузовики по воздуху, поэтому они могут вернуться только через литовско-белорусскую границу", — сказал Тарасов.
В LINAVA не исключили предупредительных протестов.
Литва попросит Беларусь вернуть грузовики
Ругинене заявила, что никакого ультиматума со стороны перевозчиков она не слышала.
Но вчера в Министерстве внутренних дел состоялась встреча с транспортными организациями, и сегодня решено обратиться к Беларуси, чтобы договориться о возвращении литовских грузовиков домой", — сказала Ругинене.
"Процесс уже идёт, переговоры ведутся, посмотрим, каким будет результат. Мы приложим все усилия, чтобы литовские грузовики вернулись домой. Но сама граница останется закрытой", — добавила она.
Тем временем министр внутренних дел Владислав Кондратович сообщил, что рассматривается возможность увеличить пропускную способность частично функционирующего пункта пропуска Мядининкай.
"Мы также думаем, как повысить пропускную способность (...), но, конечно, со стороны Беларуси есть ограничения, которые не позволяют машинам двигаться по их территории. Поэтому будем искать решения, говорить с перевозчиками", — заявил Кондратович.