Почему так сложно обеспечить питание латвийскими продуктами в школах

Латвийские фермеры готовы обеспечивать школы местной продукцией, но хитрые предприятия общепита предпочитают экономию, оставляя латвийских производителей у разбитого корыта. Мало того, они ставят безопасность страны под угрозу
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 30 окт - Sputnik. Цель, чтобы латвийские дети питались в школах качественными и полезными местными продуктами, кажется очевидной и разделяется как чиновниками министерства сельского хозяйства, так и самими производителями. Однако на самом деле путь от латвийских полей до школьных тарелок полон бюрократических препон, непрозрачных закупок и системной дезорганизации.
Пока министерство работает над новым положением о "зеленых закупках", фермеры указывают на фундаментальную проблему — нехватку данных и секретность, которые позволяют предприятиям общественного питания выигрывать тендеры, обещая местные товары, но на самом деле закупать более дешевую импортную продукцию.
Министерство сельского хозяйства (МСХ) признает, что сложившаяся ситуация неудовлетворительна, и заявляет, что активно работает над изменением системы. Заместитель госсекретаря МСХ Юрис Зивартс считает, что корень проблемы кроется в системе закупок, которая долгое время основывалась исключительно на самой низкой цене.
В Латвии могут запретить делать разные наценки на местные и импортные продукты
"Мы не удовлетворены тем, что сейчас происходит в образовательных учреждениях", — признает Зивартс. Он поясняет, что одним из главных препятствий исторически был принцип минимальной цены. Министерство продвигает "зеленые закупки" как решение, которое отдает предпочтение более коротким цепочкам поставок и местному производству. Зивартс подчеркивает, что создание спроса в государственных и муниципальных заказах станет важным стимулом для латвийских фермеров, чтобы они могли быстрее развивать перерабатывающие предприятия и увеличивать мощности по хранению продукции. При этом важно понимать, что главная цель — сытый ребенок. Зивартс приводит положительные примеры небольших самоуправлений, где местная инициатива уже способна обеспечить высокое качество. "Мы бывали в школах, где на столе такая рыба, какую редко встретишь в ресторане. Это только потому, что у них очень хорошее сотрудничество с местными поставщиками продуктов", — отмечает Зивартс.
Поставки местных продуктов в школы, больницы и другие государственные и муниципальные учреждения — это не просто прихоть министерства, призванная угодить латвийским фермерам.
Зивартс подчеркивает, что от этого выигрывают все. Дети получают более свежие и полезные местные продукты, более короткие цепочки поставок создают меньший углеродный след, помогая Латвии достичь стандартов Европейского союза в этой области, а фермеры получают стабильный рынок сбыта и могут планировать развитие в долгосрочной перспективе.
И это принципиально важно, когда речь идет о национальной продовольственной безопасности, которая является важнейшим элементом стабильности страны. Эксперт подчеркивает: "Способность обеспечить наших граждан продовольствием в кризисных ситуациях напрямую зависит от развития местного сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Укрепление местного производства продуктов питания — это не только экономический, но и стратегический вопрос безопасности".
Зивартс отмечает, что функционирующий аграрный сектор обеспечивает продовольственные резервы у самих производителей, тем самым снижая потребность в централизованных государственных резервах или импорте. Зивартс поясняет, что, если промышленность функционирует, нет необходимости заполнять гигантские склады, потому что у производителей уже есть собственные склады с достаточным запасом. Но если промышленность не работает, приходится откуда-то завозить консервы и создавать запасы.

Что говорят местные производители

Еще более мрачную картину реальности рисует Янис Бушс, руководитель кооператива Baltijas dārzejis, подчеркивая, что главная проблема даже не в цене, а в полной непрозрачности. Он описывает потенциал рынка: "В общеобразовательных школах около 225 000 учеников и 25 000 учителей. То есть речь идет о 250 000 потребителей овощей ежедневно. Это может означать потребление около 70 тонн овощей в день – 14 000 тонн в год. Смогут ли латвийские фермеры обеспечить это? Это не космическая цифра, только оборот нашего кооператива составляет около 20 000 тонн".
Это сигнал к боксерскому поединку: латвийские фермеры шокированы новым предложением ЕК
Проблема, по словам Буша, заключается в том, что закупки не отделяют продукты от услуг общественного питания, и эти контракты являются секретными. Он поясняет, что организатор общественного питания может предложить любую цену, но никто не может проверить, откуда именно поступают продукты. Буш скептически относится к формальным требованиям указывать происхождение продуктов в товарных накладных: "Тот факт, что страна происхождения должна быть указана в товарной накладной, ничего не значит; можно написать на бумаге что угодно. На самом деле никто не проверяет, откуда взялись эти овощи".
По оценкам Буша, местные производители фактически поставляют лишь 5–10% теоретически возможного объема.

Нужно что-то менять

И в министерстве сельского хозяйства, и в среде производителей приходят к единому выводу о необходимости изменения системы, но предлагают разные решения.
Министерство сельского хозяйства фокусируется на новом регулировании и финансовой поддержке переработки. Мера поддержки Стратегического плана Единой сельскохозяйственной политики ЕС "Сотрудничество в целях содействия функционированию коротких цепочек поставок продовольствия и обеспечения поставок" предусматривает поддержку кооперативных групп, которые могут быть сформированы фермерами, кооперативами и мелкими производителями для совместных инвестиций в инфраструктуру хранения продукции, логистику и распределение продукции, а также для реализации мер по повышению осведомленности. Эта мера направлена ​​на содействие использованию местных продуктов питания в общественном питании, включая учебные заведения, а также на сотрудничество между производителями продукции для совместного продвижения предложения местных продуктов на рынке, используя возможности местной территории. Общий объем финансирования, выделенный на реализацию мер, составляет 16 миллионов евро.
Производитель Бушс, напротив, требует элементарной прозрачности. Он предлагает простой механизм контроля: "Если бы после закупки была обнародована информация о том, кто и с какой продукцией победил, он бы начал с картофеля из хозяйства "Тупенитис"… Я сказал министерству: вы мне его передайте, я сам проверю. А я позвоню в эти четыре хозяйства и узнаю, везут ли они этот картофель или нет".
Зивартс же подчеркивает, что мотивация к организации системы не только экономическая или безопасная, но и личная: "Мои дети знают, что я делаю, и спрашивают: когда же я снова поем, когда будет вкусно? Это веская причина, чтобы так поступить, ведь конечный результат всего этого процесса — счастливый и сытый ребенок".