Летучие мыши и Минобороны мешают: большую часть ветропарков не построят

Лишь немногие из 56 проектов ветряных электростанций будут на самом деле построены, признали представители отрасли
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 30 окт — Sputnik. Причины этого кроются как в финансировании застройщиков, так и в природных препятствиях. Например, выяснилось, что построить ветряную электростанцию на болоте Зажену не получится из-за большой концентрации летучих мышей.
В настоящее время на стадии исследований находятся 56 проектов ветряных электростанций, а 16 уже прошли оценку.
Министр энергетики Каспарс Мелнис отметил, что в лучшем случае будут реализованы лишь 7–10% этих проектов. Этому препятствует ряд факторов: девелоперу парка необходимо привлечь финансирование и получить разрешение на строительство.
Также может оказаться, что ветряную электростанцию построить на выбранном месте не удастся. Например, в ходе обследования болота Зажену обнаружена большая популяция летучих мышей, а планы Latvijas Vēja parks по строительству ветропарков Огре – Бауска – Айзкраукле и Балви – Лудза осуществить не удастся из-за ограничений, установленных Минобороны.
В Балтии надувается "пузырь" "зеленой" энергии: окупятся ли ветряные и солнечные парки?
Также возможно, что на выбранном месте будет установлено меньше ветрогенераторов, чем изначально планировалось – 70% от общего объема отбраковывается в процессе оценки. Например, в Риебини была подана заявка на 35 турбин, но одобрено 12, в Лимбажи было заявлено 45 турбин, но их будет не больше 12.
Мелнис подчеркнул: чем ниже цена на электроэнергию, тем больше будет развиваться бизнес, а чем больше потребление электроэнергии, тем выше цена и тем выше интерес к развитию ветряных электростанций.
В свою очередь, глава Ассоциации ветроэнергетики Томс Набургс уверен, что экономическая целесообразность строительства ветряных электростанций с каждым днем падает: чем больше парков строят в соседних странах, тем больше будет заполняться необходимый региону объем.
На его взгляд, наиболее готовые проекты ветропарков на болоте Кайгу, между Добеле и Тукумсом, под Смилтене, Лиепаей и Вентспилсом. Он видит место еще приблизительно для пяти проектов.
Также Набургс отметил, что государство не смогло убедить общественность в необходимости ветряных электростанций. В этой ситуации возникли протесты жителей против планов строительства ветряных электростанций. Однако для самоуправлений и жителей предусмотрен бонус – компенсация.
Муниципалитет сможет получить половину этой суммы, а оставшаяся сумма будет разделена поровну между домохозяйствами, проживающими в радиусе двух километров. Например, компенсация с парка в Риебини составит 140 000 евро в год, половину из которых получит муниципалитет, а каждый пострадавший дом может получить примерно 750 евро в год.
Как отметил председатель думы Прейльского края Алдис Адамовичс, такая сумма слишком мала — компенсация не составляет и половины процента от запланированных доходов муниципалитета в этом году.
Министр направил в ответственную комиссию Сейма поправки, которые предусматривают, что муниципалитет может отказаться от своих планов по строительству ветропарков, если на ее территории уже осуществляется проект мощностью не менее 150 мегаватт или в регионе планирования есть проекты мощностью не менее 500 мегаватт.