РИГА, 9 окт — Sputnik. За поправки к закону "О загрязнении" проголосовал 51 депутат, против — 42. Поправки поддержали внефракционные депутаты Скайдрите Абрама, Олег Буров и Игорь Раев, а также депутаты Сейма от фракций "Нового Единства", "Прогрессивных" и Союза зеленых и крестьян. Депутаты от оппозиционных партий проголосовали против, указывая, что у Латвии сейчас нет финансовых средств для достижения климатических целей ЕС.
До этого парламент две недели не принимал решения по законопроектам, поскольку коалиция была не в состоянии обеспечить кворум. Кроме того, рассмотрение законопроектов ранее несколько раз откладывалось, поскольку председатель комиссии Сейма по народному хозяйству, аграрной, экологической и региональной политике Каспарс Бришкенс ("Прогрессивные"), ответственный за законопроект, указывал, что в документах требуются уточнения.
Перед голосованием 9 октября к депутатам обратился с трибуны министр климата и энергетики Каспарс Мелнис (СЗК). Он отметил, что законопроект не налагает на Латвию новых обязательств, а предоставляет возможность найти дополнительное европейское финансирование предпринимателям, желающим инвестировать в новые технологии и развивать экономику Латвии.
Депутат Александр Кирштейнс выступил против законопроекта. Он заявил, что, прежде чем принимать решение, кто-то из правительства должен прийти и объяснить, как этот законопроект обеспечит "экономический прорыв". Он также выразил недоумение относительно главной цели законопроекта. Ряд депутатов высказались за то, чтобы достижение целей "зеленой политики" ЕС в Латвии было отложено или даже заморожено.
Латвии грозил штраф Еврокомиссии в 300 млн евро за то, что государство не вводит новую систему торговли квотами на выбросы CO2. Как пояснял министр Мелнис, непринятие закона в Сейме привело бы к потере финансирования еврофондов и проблемам для латвийских предприятий.
В Европе и конкретно в Латвии ETS действует с 2005 года и распространяется на крупных загрязнителей — предприятия, работающие в энергетическом секторе, на авиацию и энергоемкую промышленность.
Директива ЕС требует распространить систему и на малых загрязнителей, это касается потребления топлива в зданиях, транспортной отрасли и других секторов.