Не примут бюджет - само все рухнет: Ринкевичс не будет вмешиваться в разборки коалиции

Сегодня состоялась встреча президента Эдгарса Ринкевичса со спикером Сейма Дайгой Миериней (Союз зеленых и крестьян)
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 7 окт — Sputnik. Невзирая на то, что депутаты периодически срывают кворум на заседаниях Сейма, а внутри коалиции нет единой позиции о Стамбульской конвенции, президент Латвии Эдгарс Ринкевичс считает, что Сейм дееспособен. Политическая ситуация, по его мнению, не требует вмешательства президента страны.
"Мы видим, что уже началась предвыборная кампания. По моему мнению, слишком рано, — отметил президент на пресс-конференции, характеризуя происходящее в последние недели во внутренней политике. — Обычно это происходит где-то за полгода до выборов в Сейм, сейчас — за год. Желаю и коалиционным, и оппозиционным партиям сил и стойкости. Продержаться в таком темпе, который взят в начале, будет сложно. Но это через год оценит избиратель".
Ринкевичс заявил, что Сейм дееспособен. Парламент, невзирая на проблемы с кворумом, утверждает законы, которые важны для национальной безопасности, например закон "О контрмобильности", который оговаривает условия возведения оборонной инфраструктуры в восточном приграничье.

"Лично я не усматриваю сейчас ничего такого, что требовало бы вмешательства президента. Вмешательство президента потребуется, если Сейм на самом деле будет недееспособен и не сможет принять решения, связанные с национальной безопасностью, обороной, развитием", — сказал Ринкевичс.

Сейчас такого, по мнению президента, нет — решения принимаются. А оппозиция вправе пользоваться ситуацией, когда коалиция не может обеспечить кворум — это нормальная парламентская реальность. "Этот вопрос надо решать самой коалиции, самому Сейму", — сказал Ринкевичс, добавив, что работу правительства обсудит завтра на встрече с премьер-министром Эвикой Силиней ("Новое Единство").

Примет ли Сейм госбюджет?

Ключевой вопрос — сможет ли коалиция утвердить в Сейме государственный бюджет на следующий год.
"Я не говорю о какой-то убежденности или ощущениях, которые в какой-то мере гадание... Я могу сказать только: если Сейм не примет госбюджет, то правительство рухнет автоматически. И тогда будет другое правительство и другой бюджет, другая дискуссия, — сказал президент. — Я не спекулирую, на этот вопрос лучше всех могут ответить три партии, сформировавшие правительство".
То, что правительство автоматически уходит в отставку, если не утверждается госбюджет, оговорено законом.
По словам Дайги Миерини, три коалиционные партии активно дискутируют о госбюджете-2026. Сейм приступит к рассмотрению бюджета 15 октября. "Голосование по бюджету покажет, насколько едины коалиционные партнеры", — признала спикер Сейма.

Судьба Стамбульской конвенции

Как отразится на перспективах утверждения госбюджета-2026 возможное решение Сейма о выходе из Стамбульской конвенции, для которого потребуются голоса коалиционного СЗК?
"Я не могу предусмотреть, что будет, если будет", — сказала Дайга Миериня. По ее словам, проект решения о денонсации Стамбульской конвенции передан в парламентскую комиссию, которая выслушает все аргументы сторон. Окончательное решение — за Сеймом.
СЗК объяснил позицию по Стамбульской конвенции и пригрозил "перезапуском" правительства
Президент так прокомментировал ситуацию вокруг возможной денонсации Стамбульской конвенции: "Это будет очень непонятный сигнал как латвийскому обществу, так и международному сообществу. Почему во время срока полномочий одного Сейма, одного правительства конвенция была и ратифицирована, и денонсирована. Для этого должны быть очень-очень ясные обоснование и оценка. Но, к сожалению, этот вопрос приобрел... квази, я бы сказал, идеологические, даже религиозные очертания".
По словам Ринкевичса, одна часть общества считает, Стамбульская конвенция едва ли не открывает ворота в ад, а другая — что сулит рай на земле. Президент выразил надежду, что премьер и ответственные министры подойдут к ситуации максимально рационально, по существу оценив, что сделано за минувшие два года в сфере защиты женщин.
"Я очень хочу надеяться, что эта дискуссия из несколько эмоциональной плоскости перейдет в рациональную, а оценка будет многосторонней", — сказал Ринкевичс.