РИГА, 3 окт - Sputnik. Емкость Инчукалнского подземного газохранилища (ПГХ) значительно превышает потребление газа в Латвии, и его нынешняя заполненность - около 56% от технической вместимости - не указывает на повышенные риски газоснабжения в отопительный сезон. Об этом сообщили в Министерстве климата и энергетики (МКЭ).
В министерстве пояснили, что при оценке показателей заполнения Инчукалнского ПГХ необходимо учитывать, что часть его пользователей - иностранные компании, которые накапливают газ в хранилище для обеспечения своих клиентов или для последующей перепродажи зимой. Поэтому текущий уровень заполнения, составляющий около 56% от технической емкости, не может считаться показателем, указывающим на возможные перебои в газоснабжении в отопительный период.
Кроме того, как отметили представители МКЭ, в сезоне закачки 2025 года оператор системы газохранилищ установил более высокую максимальную мощность хранилища, чем в ряде предыдущих лет - например, в 2020 году техническая мощность составляла 21,52 тераватт-часа (ТВтч), что на 3,3 ТВтч меньше текущей. На максимальную вместимость хранилища в основном влияют режимы эксплуатации в предыдущие годы, а также график и ход ремонтных и реконструкционных работ в хранилище и передающей системе. Сезон закачки природного газа в этом году начался 1 мая и близится к завершению, но закачка все еще продолжается. По состоянию на 29 сентября в Инчукалнском ПГХ находилось 14,03 ТВтч природного газа, что составляет около 80% от запланированного объема. Сезон закачки планируется завершить при достижении 17,6 ТВтч. В министерстве также пояснили, что закачанные объемы природного газа в последние пять лет были нестабильными. В этом году объем закачанного газа уже превышает итоговый показатель 2022 года, когда в хранилище было закачано 13 ТВтч.
Несмотря на значительные колебания в объемах закачки за последние пять лет, накопленный в ПГХ природный газ существенно превышает потребление Латвии в отопительный сезон. За последние три года потребление газа в Латвии составляло от 6,6 до 7,8 ТВтч. Это означает, что уже сейчас запасы в Инчукалнском хранилище полностью покрывают прогнозируемое потребление Латвии и обеспечивают поставки для пользователей в соседних странах.
МКЭ также указало, что одной из причин более низких резервированных объемов в этом году по сравнению с прошлым может быть наличие крупных остатков газа в предыдущие годы. Это свидетельствует о том, что прогнозы трейдеров по потреблению в Латвии были более оптимистичны, чем фактическое потребление. В результате прогнозы были пересмотрены в сторону понижения.
Как отметили в министерстве, наблюдается изменение поведения пользователей системы хранения и передачи газа. Так, в первой половине 2025 года объем транспортируемого через Латвию газа вырос на 8% (до 13,9 ТВтч) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом в самой Латвии потребление газа снизилось на 3%. Это свидетельствует о снижении зависимости Латвии от поставок природного газа, в том числе за счет перехода на другие источники энергии, например электричество. Кроме того, соседние страны, такие как Эстония и Финляндия, активно используют латвийскую инфраструктуру.
Ранее сообщалось, что к концу сентября в Инчукалнское ПГХ было закачано 13,8 ТВтч газа - на 25% меньше, чем в середине сентября прошлого года (18,6 ТВтч). Согласно информации на сайте Conexus, по состоянию на конец дня 23 сентября 2025 года в Инчукалнское ПГХ было закачано 13,8 ТВтч природного газа, что составляет 54,4% от вместимости хранилища. Для сравнения: в середине сентября прошлого года в хранилище было закачано 18,6 ТВтч (75%), а в 2023 году - 19,8 ТВтч (80%).
Оборот Conexus в прошлом году составил 94,77 млн евро, прибыль - 38,4 млн евро. Conexus является единым оператором системы транспортировки и хранения природного газа в Латвии. Компания занимается обслуживанием и развитием инфраструктуры хранилища, контролирует его стабильность и отвечает за резервирование и продажу емкостей. Крупнейший акционер Conexus - государственное предприятие Augstsprieguma tīkls (68,46%), 29,06% акций принадлежат фонду MM Infrastructure Investments Europe Limited, управляемому японской компанией Marubeni, а 2,48% - другим акционерам.