РИГА, 30 сен — Sputnik. Следует признать – цель благая и действительно нужная, но проблема в том, что в этой области правительство так и не вышло за рамки лозунгов. Сложно назвать хотя бы один серьезный пример, когда можно было бы говорить о видении будущего в этой области, не говоря уже о конкретных действиях, считает бывший премьер Латвии Марис Кучинскис. Предложения, выдвинутые рабочей группой по сокращению бюрократии, созданной распоряжением премьер-министра Эвики Силини, также носили, скорее, поверхностный характер и более соответствовали задачам Бюро по борьбе с абсурдом, которое в свое время созвал бывший премьер-министр Эйнарс Репше.
Следует понять: для того, чтобы говорить об эффективном сокращении расходов в долгосрочной перспективе, а также об уменьшении бюрократического бремени, облегчении жизни и работы предприятий и граждан, линейный подход невозможен – сокращение ради сокращения или механическое объединение различных учреждений с гордыми рассказами о проделанной работе. Первое, что действительно необходимо сделать, – это понять, какие функции должно выполнять государство, какие ресурсы ему объективно необходимы и от каких можно было бы давно отказаться.
Уникальный пример – изменения в законе об омбудсмене, которые кабинет министров планирует одобрить 30 сентября в связи с принятием ряда нормативных актов и директив ЕС, связанных с искусственным интеллектом. В аннотации Бюро омбудсмена просит утвердить две новые штатные единицы с годовым окладом в 85 тысяч евро, вместо того чтобы подсчитывать экономию средств... Искусственный интеллект войдет в жизнь всего государственного управления. А если так будут "экономить" все?
Следует напомнить, что часть десятая статьи 10 закона о государственном управлении, гласит, что госуправление должно быть организовано максимально эффективно. Уже установлено, что институциональная система госуправления должна постоянно пересматриваться и при необходимости совершенствоваться, в том числе путем оценки объема, необходимости и степени концентрации функций, объема и детализации нормативного регулирования, а также путем рассмотрения возможностей делегирования или использования аутсорсинга.
Это норма закона. В действительности долгое время понятие "совершенствование" понималось лишь как дополнение к чему-либо, без какой-либо оценки его смысла. Новые нормы принимаются без оценки, например, целесообразности отмены ранее принятых, новые сотрудники нанимаются без анализа того, можно ли поручить новые обязанности уже имеющимся, новое финансирование выделяется, конечно же, за счет заемных средств.
Такой подход ни к чему не приводит, критикует Кучинскис. Систематического анализа институциональной системы госуправления не проводилось, а функции оценивались выборочно.
Надо, наконец, взяться за то, что уже предусмотрено законом – анализ деятельности учреждений. Более того, эту работу следует проводить с нуля уже сейчас, например, установив, что те учреждения, которые не прошли оценку в течение трех лет, просто ликвидируются. Другими словами, необходимо установить, что все государственные административные учреждения должны защищать свои функции и бюджет, доказывая их целесообразность.
Для этого необходимо принять постановление кабмина о проведении анализа функций и политики. Чтобы все это эффективно проделать, необходимо определить основные функции, функции управления и поддержки, а также дополнительные задачи каждого министерства и учреждения, а также создать четкий и понятный алгоритм оценки функций, их законности, эффективности и соответствия государственным приоритетам. Это необходимо, чтобы избежать ситуации, когда на оценочную работу тратится много времени, и каждое учреждение может "на бумаге" доказать, что без финансирования в полном объеме, даже не уволив ни одного чиновника, существование латвийского государства практически невозможно.
Важно также привлечь юристов и отраслевых экспертов для объективной оценки и восстановить централизованный реестр всех функций, считает Кучинскис. Необходимо провести углубленный анализ экономичности, эффективности и производительности функций, определив, какие функции следует сохранить, реорганизовать, оцифровать, делегировать частному сектору или ликвидировать. Необходим план внедрения рекомендаций с конкретными сроками, ответственными и эффективными показателями.
"Без всего этого мы можем, образно говоря, надеяться лишь на нечто вроде косметического ремонта, в результате которого не обязательно обрушиться фундамент, балки или крыша, но вскоре придется столкнуться с довольно болезненными мерами по восстановлению всего этого", – заключил экс-премьер.