РИГА, 24 сен — Sputnik. Европа заслуженно является одним из самых богатых регионов мира, однако уровень жизни в ней по-прежнему сильно различается от страны к стране.
В отличие от США, где бедность в основном определяется через уровень дохода (достаточен ли он для покупки еды), в ЕС используется три связанных критерия. Человек считается подверженным риску бедности, если выполняется хотя бы одно из следующих условий.
Доход ниже 60% национального медианного уровня.
Материальные лишения: отсутствие как минимум 7 из 13 базовых условий (например, возможность справиться с непредвиденными расходами, поддерживать тепло в доме, иметь интернет-соединение и др.).
Низкая трудовая интенсивность: взрослые (18–64) в домохозяйстве работали не более 20% месяцев в течение года.
Лидируют по показателю бедности в Европе Турция (30,4% населения), Болгария (30,3%) и Румыния (27,9%). Турция – не член ЕС, но ее часто включают в подобные исследования по причине того, что она официально остается страной — кандидатом на вступление в ЕС. "Эти высокие показатели отражают более низкую среднюю заработную плату, высокий уровень неравенства доходов и более слабую систему социальной защиты по сравнению с ядром ЕС", — комментируют эти данные эксперты.
Седьмое место в Европе
Латвия недалеко ушла от этих теплых стран с 24,3% людей, подверженных бедности. Образно говоря, до Турции нам ближе, чем до Швейцарии. В Литве, впрочем, бедных и того больше — 25,8%. Нельзя сказать, что и Эстония в другой лиге — 22,2% неимущих, это тоже многовато и не сильно лучше, чем в Латвии.
Таким образом, в топ-15 стран по уровню риска бедности или социальной изоляции вошли:
1. Турция — 30,4%.
2. Болгария — 30,3%.
3. Румыния — 27,9%.
4. Греция — 26,9%.
5. Испания — 25,8%.
6. Литва — 25,8%.
7. Латвия — 24,3%.
8. Италия — 23,1%.
9. Эстония — 22,2%.
10. Хорватия — 21,7%.
11. Германия — 21,1%.
12. Франция — 20,5%.
13. Венгрия — 20,2%.
14. Люксембург — 20,0%.
15. Мальта — 19,7%.
Средний показатель по ЕС — 21,0%.
Забавляет, конечно, нахождение в этом печальном списке Италии прямо рядом с Латвией. Те, кто бывал туристом в этой стране, наверное, скажут, что это ерунда, статистика лжет. Однако, всем известно, что Италия – страна контрастов, на юге встречаются такие трущобы, что наши закоулки латгальского предместья по сравнению с ними – французская ривьера.
"Греция (26,9%) и Испания (25,8%) выделяются в южной Европе, где после долгового кризиса 2008–2014 годов уровень безработицы так и не восстановился. Длительная безработица среди молодежи затрудняет накопление капитала у новых поколений", — указывают эксперты. В Испании, впрочем, сейчас наблюдается экономический бум. Пожелаем испанцам счастья и процветания.
Разрыв между городом и деревней
"Литва (25,8%) и Латвия (24,3%) лидируют по бедности среди стран Балтии, что отражает сохраняющийся разрыв между городом и деревней. Доходы в сельской местности примерно на 20% ниже, чем в городах, что усиливает риск социальной изоляции", — сообщают специалисты.
Нельзя с ними не согласиться — в некоторых рижских предместья ВВП на душу населения, как в самых развитых странах мира. А в других регионах – полная бедность.
Так, в 2021 году внутренний валовой продукт (ВВП) на душу населения в Кувейте составлял 27,3 тыс. евро, тогда как в Марупе он был гораздо выше – 30,2 тыс. евро. В 2021 году от Марупе отставала и Южная Корея – 29,7 тыс. евро на душу населения. В то же время средний ВВП на душу населения в Аугшдаугавском крае находился где-то между показателями Беларуси и Молдовы.
Социализм в отдельно взятых странах
Самый низкий уровень риска бедности в Европе показывает Чехия — 11,3%. За ней следуют Словения (14,4%) и Нидерланды (15,4%). Эти страны сочетают более высокие медианные доходы с разветвленной системой социальной защиты, смягчающей последствия экономических потрясений. То есть это те страны, которым удалось построить социализм с человеческим лицом, избежав больших потрясений и жертв.
Скандинавские страны находятся близко к среднему показателю ЕС: Финляндия — 16,8%, Швеция — 17,5%, Дания — 18,0%. Когда-то скандинавы лидировали в области социальной справедливости, но в последние годы стали сдавать позиции.
Германия (21,1%) находится чуть выше среднего уровня по ЕС (21,0%), что отражает разрыв между индустриальными юго-западными регионами и менее обеспеченными восточными землями. Это отголосок различий, возникших после объединения страны, которые до сих пор влияют на уровень жизни.
Настоящие лишенцы
В 2024 году 6,4% жителей ЕС столкнулись с серьезными материальными и социальными лишениями, что немного ниже, чем в 2023 году (6,8%). Раньше таких людей называли нищими, теперь они – лишенцы. Впрочем, настоящей африканской нищеты в Европе все равно нет. С ее развитой системой социальной помощи совсем уж впасть безнадежное состояние трудно. Хотя, конечно, кое-кому удается – посмотрите на рижских бомжей.
Как сообщает Eurostat, больше всего от серьезной материальной и социальной депривации страдали молодые люди до 18 лет — 7,9%, за ними следовали лица в возрасте от 18 до 64 лет (6,4%) и люди 65 лет и старше (5,1%). У женщин уровень серьезной материальной и социальной депривации был выше, чем у мужчин (6,6% против 6,2%). Такая тенденция — более высокий показатель у женщин — наблюдалась во всех возрастных группах, кроме тех, кто младше 18 лет.
Среди стран ЕС наибольшая доля людей, испытывавших серьезную материальную и социальную депривацию, была зафиксирована в Румынии (17,2%), за ней следовали Болгария (16,6%) и Греция (14,0%). Наименьшие показатели отмечены в Словении (1,8%), Хорватии (2,0%) и Польше (2,3%).
Это кто тут бедный?
В Латвии, которую у нас часто называют бедной в сравнении с большинством стран ЕС, серьезных лишенцев оказалось относительно мало — 5,3%. Это меньше, чем в среднем по ЕС — 6,4%. Это также меньше, чем в Литве (6,1%), которую априори сейчас считают обогнавшей Латвию по уровню развития. В Эстонии, впрочем, бедняков меньше, чем в Латвии — 3,1%.
Удивительно то, что лишенцев больше, чем в Латвии в богатых европейских странах, до которых нам очень далеко по уровню доходов. Во Франции 6,6% населения сталкивается с серьезными материальными и социальными лишениями, в Германии — 6,2%, в Испании — 8,3%. Но, напомним, бедность в Европе не замеряют с помощью денег, это понятие сложное, больше социальное, чем материальное. Так что даже во вполне благополучных государствах слой лишенцев может быть относительно велик. Конечно, в отношении вышеперечисленных стран нужно учитывать и процессы миграции, которая Латвию пока обходит стороной.