РИГА, 23 сен — Sputnik. Татьяна Андриец принимала участие в заседании удаленно – из больницы, куда она попала с нервным срывом.
Судья сегодня удовлетворил ходатайство защиты о проведении Андриец судебно-медицинской экспертизы в стационаре.
Также сегодня были заслушаны показания еще одного фигуранта этого дела – Романа Самуля, который сейчас живет в Минске.
"Самуль с самого начала утверждал, что не имеет никакого отношения к "АП" и что его туда "подшили", чтобы можно было накинуть уголовную статью на девочку-студентку и прочих фигурантов, т. к. ОПГ можно назвать только группу не менее 5 человек. Именно Самулю после того, как на него написал заявление в СГБ депутат А. Росликов, и пришлось стать эти пятым колесом в телеге, которую спецслужбы протолкнули таки в суд..." – пишет журналист Алла Березовская.
Напомним, Андриец и Жгун обвиняются по тяжкой статье Уголовного закона – 89.1, часть 2 (Создание преступной организации в составе не менее пяти лиц в целях совершения особо тяжких преступлений против человечности или мира, военных преступлений, совершения геноцида или совершения особо тяжких преступлений против государства. […] Речь идет о создании канала "Антифашисты Прибалтики". Срок – от 10 лет до пожизненного.)
Как сообщила Березовская, после проведения экспертизы Андриец, суд продолжит свою работу по такому плану: следующее заседание на 12 января 2026 года, затем – 16 февраля, 18 марта, 1 апреля, 7 мая.
Судья отказал в допросе следователей СГБ, которые вели дело
В свою очередь, депутат Елгавской думы Андрей Пагор считает, что судью Фелдманиса подталкивают к скорейшему рассмотрению дела и вынесению вердикта по делу "Антифашистов Прибалтики".
Он сообщил, что на прошлом заседании суда в отношении двух фигурантов этого дела, которые находятся в Латвии – Татьяны Андриец и Александра Жгуна, – защита ходатайствовала о допросе следователей СГБ, готовивших материалы, на которых, собственно, и строится обвинение. Информация была получена ими от оперативных источников и является секретной. Показания на суде давало лишь руководство СГБ, которое только ставило резолюции на эти документы.
Против допроса следователей – в масках и с измененными голосами – не возражали ни прокурор, ни руководство СГБ.
Однако судья, удалившись на 10 минут, вернулся с отрицательным решением по запросу.
"Судья постановил, что сотрудников СГБ допрашивать не будут, потому что им нужно верить на слово", – резюмировал Пагор.
При этом он отмечает, что сотрудники СГБ могли получить недостоверные данные от информаторов по этому делу, неправильно их интерпретировать. "Нет другого места, кроме суда, чтобы проверить правдивость этой информации", – отметил Пагор.
Но судья решил не допрашивать следователей, не оставив шанса защите опровергнуть или доказать ложность данных, на которых строится обвинение.