Латвия боится, что Авен изменит ее внешнеполитический курс: зачем ей национальные санкции

На этой неделе ЕС продлил санкции против более чем 2500 российских граждан и организаций, в том числе против Петра Авена. Однако отмену санкций в отношении отдельных лиц поддерживали лидеры некоторых стран ЕС
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 19 сен — Sputnik. В ответ правительство Латвии ввело порядок введения своих национальных санкций против россиян, связанных с СВО, — на случай, если провалятся европейские санкции. Латвия опасается, что некоторые россияне захотят вмешаться во внутреннюю политику Латвии и попытаться изменить внешнеполитический курс страны.
Парламентский секретарь МИД Артем Уршульский пояснил суть нового закона.
"Главный замысел — предусмотреть дополнительный инструмент, который позволит нам в нынешней геополитической ситуации реагировать на угрозы нацбезопасности, на угрозы во внешней политике. И надо реагировать на возможные случаи, когда по политическим мотивам какое-то чувствительное лицо будет исключено из общих европейских санкций. Но у нас есть свой дополнительный инструмент, чтобы это не навредило нашему государству, можно быстро перейти к режиму национальных санкций", — сказал Уршульский.
По словам политолога Андиса Кудорса, в Брюсселе не всегда хорошо знают, что происходит в национальных государствах. "Это не только про санкции, это в целом", — сказал он. По его мнению, что национальные государства вправе применять свои санкции, с учетом специфических рисков, географического положения.
"Кто лоббирует интересы Авена?" В Латвии могут отложить создание регистра лоббистов
Однако есть мнение: в условиях свободного рынка и открытых границ внутри ЕС национальные санкции не будут эффективны. Такие аргументы приводились, когда речь шла о запрете на транзит магниевой руды и зерна. "В целом — да: мы считаем, что европейские санкции — самый эффективный инструмент", — признал Уршульский.
Эти санкции обязательны для исполнения, их нельзя обойти. "Когда речь о товарах, то это секторальные санкции. И здесь да — у общеевропейских санкций есть большее значение. Да, мы можем ввести санкции против каких-то товаров, против какого-то сектора, но при открытых границах их максимально легко обойти. Но в случае, когда речь идет о персональных санкциях, то здесь есть, скажем так, иные элементы. Это о возможности влиять на внутриполитические процессы, на внутренние экономические процессы и так далее", — считает Уршульский.
По мнению Кудорса, нужно учитывать в контексте такого влияния масштаб и уязвимость Латвии. Кудорс подчеркнул, что если речь идет о маленьком государстве, то миллиардер может оказывать влияние на внутренние процессы. Может — и в таких больших странах как Франция или Великобритания, но для маленькой страны такое вмешательство чувствительнее.
Представитель МИД заострил внимание на "антигосударственных инвестициях", что может повлиять на геополитический курс государства.

В марте борьба за отмену санкций на уровне ЕС может вспыхнуть вновь

В следующий раз вопрос о продлении санкций будут рассматривать в марте. Уршульский признал: попытки смягчить санкции осуществляются на самом высоком уровне, в них вовлечены даже руководители стран. "Влияние реализуется разными способами. Речь идет о деятелях культуры, о политиках разного уровня, вовлекаются, к сожалению, и журналисты. Все это происходит потому, что принятие решение на общеевропейском уровне — единогласное", — отметил представитель МИД. Поскольку, чтобы принять решение, нужно согласие всех стран — участниц ЕС, то есть инструмент оказания влияния через позицию отдельных стран-участниц.