РИГА, 10 сен — Sputnik. Житель Таллина, гражданин РФ с постоянным ВНЖ в Эстонии подал жалобу в Еврокомиссию на новое требование Латвии к части граждан третьих стран — за 48 часов подать сведения о себе и своей поездке в специальной декларации.
"В Евросоюзе допустим лишь временный экстренный контроль с уведомлением Брюсселя, но Латвия сделала из этого постоянно действующие поправки к законам, что противоречит самим основам Союза", — отмечает житель Эстонии.
Жалоба была подана 31 августа 2025 года, а уже 2 сентября Генеральный директорат Еврокомиссии официально подтвердил ее приемлемость и принял в производство, ей присвоен номер CPLT(2025)01887.
"Такая молниеносная реакция редкость: по статистике, 90% жалоб отклоняются на этапе приемлемости, лишь 10% доходят до рассмотрения, и только единицы — до Суда ЕС", - утверждает россиянин и объясняет, по каким пунктам новые правила, по его мнению, не отвечают Шенгенскому кодексу.
Поправки к законам об иммиграции и о государственной границе касаются граждан третьих стран, если визу или ВНЖ выдала не Латвия, под действие закона попадают граждане всех стран, исключая государства-члены ЕС, НАТО, Организации экономического сотрудничества и развития (OECD - то есть на Австралию и Израиль они не распространяются), Европейской экономической зоны, Швейцарии и Бразилии.
Новая норма обязывает эту категорию людей, даже при наличии законного ВНЖ в ЕС, заполнять анкеты при въезде в Латвию. По мнению заявителя, это нарушает Регламент ЕС о свободном перемещении, так как такие лица уже проверены компетентными органами при получении ВНЖ и обладают правом беспрепятственно перемещаться в рамках Шенгена.
Заявитель указывает, что поправки существенно усложнили жизнь "жителей Эстонии, имеющих родных или знакомых в других странах Шенгенской зоны и просто желающих путешествовать по континентальной Европе. Латвия фактически "ломает Шенген": внутренний "фильтр" по гражданству — это не безопасность, а системная дискриминация.
"Эстония оказалась в своего рода логистическом тупике. В Эстонии живут более 100 000 граждан России, более 60 000 граждан Украины и немало граждан Беларуси. Это наша общая проблема, и Еврокомиссия показала, что готова реагировать", — подчеркнул россиянин.
"Эстония оказалась в своего рода логистическом тупике. В Эстонии живут более 100 000 граждан России, более 60 000 граждан Украины и немало граждан Беларуси. Это наша общая проблема, и Еврокомиссия показала, что готова реагировать", — подчеркнул россиянин.
Заявитель уточняет, что сухопутные маршруты в Европу лежат через Латвию. Авиарейсы из Таллина весьма ограничены, а в Риге - большой аэропорт и большое количество рейсов, но "все надо решать заранее или ехать через Латвию на свой страх и риск получить штраф 2000 евро. И это внутри свободной шенгенской зоны? С ВНЖ ЕС? Абсурд".
Юридическое обоснование жалобы в ЕК
Вот какие пункты Шенгенского кодекса, по мнению заявителя, нарушает Латвия:
1) Внутренние границы — без контроля по умолчанию.
Шнгенский кодекс четко различает внешние и внутренние границы. Внутри Шенгена действует режим свободного пересечения, а любые проверки внутри территории допускаются лишь как полицейские и не должны иметь эффект, эквивалентный пограничному контролю (то есть нельзя устраивать скрытый погранпост под видом анкетирования по паспорту/гражданству).
Новые правила: постоянство вместо временности. Требование анкетирования для "неправильных паспортов" вводится не как краткий исключительный режим, а как де-факто постоянная внутренняя фильтрация до 2027 года (то есть полтора года сразу, а не полгода). Это противоречит ст. 25–26 (временный и пропорциональный характер меры).
2) Возврат контроля на внутренних границах — крайняя мера. Государство-член в исключительных случаях может ввести контроль на внутренних границах в случае серьезной угрозы государственной политике или внутренней безопасности с указанием причин, географии, категории лиц и строгими сроками: максимум полгода (или на период предвидимой угрозы) с возможностью продления по 30 дней; при длительных ситуациях — особые статьи, но все равно временно и пропорционально (ст. 25–26).
Новые правила: эффект эквивалентен погранконтролю. Анкетирование именно на въезде в страну (еще и по признаку гражданства/происхождения) воспроизводит пограничный контроль, что прямо запрещено ст. 23.
3) Процедура уведомления — не по желанию, а обязанность. О возврате контроля надо заранее уведомлять все другие страны соглашения и Комиссию, указывать детали, проводить консультации; при неотложности — так скоро, как возможно (ст. 27–28) .
Новые правила: процедурные требования. Любой возврат контроля требует надлежащего уведомления и консультаций (ст. 27–28). Если де-факто действует общий фильтр без постоянно обновляемого обоснования угрозы и без ограниченных сроков, это вне процедуры .
4) Уважение фундаментальных прав и индивидуальный подход. Применяя Кодекс, государства обязаны действовать "в полном соответствии с правом ЕС, включая Хартию основных прав"; решения должны приниматься индивидуально (ст. 4). Это несовместимо с общими фильтрами по гражданству, которые поражают в правах целые категории резидентов ЕС лишь из-за их паспорта третьей страны.
Новые правила: риск дискриминации и отсутствие индивидуальной оценки. Ковровое правило по гражданству противоречит ст. 4 (индивидуальный характер решений и уважение Хартии) и подрывает свободное передвижение резидентов ЕС третьих стран, которые уже прошли проверки в других государствах-членах.
Что будет, если ЕК подтвердит нарушения?
По мнению заявителя, в этом случае у Латвии останется два варианта: отменить внутренний "паспортный фильтр" как системную меру, несовместимую с Кодексом, или перевести контроль в строго процедурный формат временного контроля по ст. 25–28: с доказуемой угрозой, узким предметом, пропорциональностью, уведомлениями и предельными сроками — без дискриминации и "эффекта эквивалентного погранконтролю" внутри Шенгена. Иначе — риск производства в Суде ЕС по нарушению (Art. 258 TFEU) и огромными штрафами для государства.
Автор заявления указывает, что в Германии, Франции, Эстонии, Литве, Финляндии и всех других странах ЕС нет превентивных уведомлений. "Фактически это уникальная национальная придумка Латвии, которая нарушает Договор о функционировании ЕС и Шенгенский кодекс".