РИГА, 9 сен — Sputnik. Министр обороны Андрис Спрудс ("Прогрессивные") заявил: выбор Латвии — более качественный, а заключенные контракты позволят получить приобретенную военную технику быстрее.
Министерство обороны в этом году объявило о двух крупных закупках военной техники: в рамках двух тендеров Латвия приобретет 84 боевые машины ASCOD общей стоимостью 760 миллионов евро, а в июне подписано письмо о намерениях со Швецией о поставке артиллерийских систем Archer.
Эстония и Литва сделали другой выбор: обе страны вместе с Нидерландами и северными странами закупят боевые машины CV90, которые планируется получить примерно к 2029 году. Кроме того, и Эстония, и Литва приобретают одинаковые артиллерийские системы — произведенные во Франции Caesar.
На вопрос, не было ли бы Латвии целесообразнее согласовывать такие закупки с соседями, Спрудс ответил, что все это — "утвержденные НАТО возможности", которые используются и в других странах альянса. "Совместимость — это важный, но полностью решаемый вопрос, и это уже происходит сейчас между различными системами".
"Мы с балтийскими странами также делаем многое совместно — это касается и HIMARS, и NSM, то есть береговой обороны, и вертолетов Black Hawk. У нас есть совместная закупка с эстонцами системы противовоздушной обороны IRIS-T", — сказал Спрудс. По его словам, спектр сотрудничества в Европе, в отношениях с США и НАТО в целом очень широк, включая согласованное создание Балтийской линии обороны.
Процесс закупки боевых машин пехоты был начат несколько лет назад, и после оценки заявок и проведения испытаний в прошлом году боевые машины ASCOD были признаны наиболее подходящими для нужд НВС. "Первые боевые машины пехоты мы получим уже в следующем году", — сказал Спрудс, добавив, что соседи пока лишь подписали письмо о намерениях о совместной закупке боевых машин пехоты.
"Если бы мы присоединились к этому проекту, то, во-первых, встал бы вопрос о стоимости. Во-вторых, было бы совершенно ясно, что такие боевые машины пехоты мы получили бы не раньше чем через 3–5 лет. Для нас важно, чтобы качественные боевые машины пехоты, обладающие наибольшей огневой мощью и отвечающие требованиям НАТО и выполнению региональных планов, мы получили оперативно и быстро", — сказал Спрудс.
Оценка тендера началась несколько лет назад, и если бы Латвия захотела сейчас присоединиться к процессу, начатому соседями, это означало бы "сорвать весь процесс".
"Это вовсе не означает автоматически, что эти страны выберут именно эти боевые машины пехоты, так как в процессе будут предложения и от других стран и компаний, и нельзя исключать, что в итоге они присоединятся к нашей закупке", — сообщил Спрудс.
Министр также отметил, что в начале года были подписаны несколько соглашений с латвийскими компаниями о разработке антидронных решений, и сейчас проходят испытания как перехватывающих дронов, так и управляемых ракет и мобильных платформ, способных сбивать БПЛА. "Теперь, когда эстонцы и литовцы столкнулись с теми же вызовами, с которыми мы имели дело в контексте серьезного инцидента год назад, они проявляют интерес к присоединению, к тому, что мы уже сделали", — сказал Спрудс.