РИГА, 8 сен — Sputnik. Долгосрочное решение для улучшения качества воздуха в образовательных учреждениях до сих пор не разработано, заключил Государственный контроль – рекомендации министерству образования и науки, данные по результатам финансового аудита, признаны невыполненными.
Госконтроль сообщил, что в 2022 году за счет средств государственного бюджета было приобретено более 13 тысяч приборов для измерения качества воздуха на сумму 4,3 миллиона евро для установки в образовательных учреждениях и центрах социальной помощи. Планировалось собирать и регулярно анализировать данные о качестве воздуха в течение трех лет. Однако с истечением срока соглашения в декабре 2024 года Минобразования больше не обеспечивает систему мониторинга этих данных.
В связи с этим комплексные измерения качества воздуха больше не проводятся.
В настоящее время качество воздуха в образовательных учреждениях зависит от доброй воли, ответственности и финансовых возможностей каждой школы и ее учредителя, заключил Госконтроль.
"Риск, указанный в ходе аудита, сбылся: пару лет назад государство инвестировало средства с благородной целью – закупило счетчики для контроля качества воздуха, но не придумало, как приобретенные приборы будут использоваться в долгосрочной перспективе. Кроме того, сами счетчики качество воздуха не улучшают, поэтому требовался четкий план – что делать, если измерения покажут плохое качество воздуха. Стоило ли тратить миллионы на то, чтобы понять, что помещения нужно проветривать?" – заявила Майя Аболиня, член совета Госконтроля.
Измерительные приборы были приобретены, чтобы решить проблемы недостаточного качества воздуха, снизить влияние последствий COVID-19 на возможности получать образование, а также для содействия возвращению учащихся к очному обучению.
Однако, подчеркнул Госконтроль, качество воздуха важно не только во время пандемии, но и каждый день, когда дети и учителя находятся в классах.
27 ноября 2023, 13:45
В своем исследовании качества среды в образовательных учреждениях, проведенном в 2023 году, Инспекция здравоохранения также подчеркнула, как важно не допустить нахождения учащихся и педагогов в помещениях, где уровень CO2 превышает 1000 частей на миллион, поскольку при длительном повышении концентрации CO2 в помещении ухудшаются когнитивные способности детей и учителей – внимание, восприятие, решение задач, креативность. Исследование показало, что этот предел не превышен только в 17% учебных классов, указал Госконтроль.
Однако в начале 2025 года кабинет министров признал, что поставленная ранее задача – разработка требований к качеству воздуха в учебных учреждениях и регулярная проверка качества воздуха – утратила актуальность, пояснив, что требования к качеству воздуха носят рекомендательный характер; во многих учебных учреждениях возможно лишь по возможности проветривать помещения во время занятий и следить, чтобы количество учащихся на единицу площади помещения не превышало оптимальное.
"Мы призываем министерство образования и науки, а также любые другие государственные учреждения, при дальнейших инвестициях более тщательно продумать, какую практическую выгоду они получат в долгосрочной перспективе", – подчеркнула Аболиня.