Водители автобусов в Латвии стареют, а новых не предвидится

Уже сейчас средний возраст водителей автобусов в Латвии - 56 лет: для молодежи эта профессия выглядит непривлекательной
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 7 авг — Sputnik. В Латвии стремительно стареет контингент водителей автобусов. Недавно произошло ДТП с участием школьного автобуса, в котором находились более 40 учеников, за рулем был 74-летний водитель.
Представители отрасли признают: ситуация, когда автобусы водят пенсионеры, стала обыденной, поскольку молодым людям эта профессия все реже кажется привлекательной. Вопрос привлечения новых — не обязательно молодых, но просто дополнительных — водителей в отрасли актуален уже много лет. И это неудивительно: профессия водителя автобуса быстро стареет.
Уже сейчас средний возраст водителей — 56 лет, то есть многие из них уже на пенсии или близки к этому. По словам представителей отрасли, именно поэтому иногда единственная возможность обеспечить выполнение рейсов — посадить за руль водителя в возрасте.
По оценкам перевозчиков, сейчас до двух третей водителей уже перешагнули 55-летний рубеж, и это означает, что скоро многие из них уйдут на заслуженный отдых или просто не смогут нести ответственность за перевозку пассажиров.
"Это острая проблема уже долгие годы. Ее пытаются решать, но, к сожалению, результатов пока не видно. Может наступить момент, когда компании просто не смогут выполнить все рейсы, за которые они взяли обязательства. И мы не хотели бы дожидаться такого момента. Решения нужны сейчас, а не завтра", — подчеркивает президент Латвийской ассоциации пассажирских перевозчиков Иво Ошениекс.
Таллинский автобус водит жизнерадостный нигериец
Перевозчики признают: привлечь молодых людей к работе водителями автобусов непросто по ряду причин. Работа требует высокой ответственности — нужно не только управлять транспортом, но и следить за безопасностью, порядком в салоне, продавать билеты и выполнять другие задачи. Все это за зарплату, которая составляет от 1200 до 1900 евро "на бумаге" в зависимости от часов. Для многих это недостаточно, и потому старение кадров вызывает все больше тревоги.
"Этот вопрос болезненный для всех участников отрасли. Нет таких предприятий, которые платили бы существенно больше остальных или выше среднего по отрасли", — признает руководитель отдела пассажирских перевозок компании "CATA" Лотарс Дравантс. В компании "CATA" из примерно 200 водителей большинство — предпенсионного или пенсионного возраста. Хотя полностью исключать приток молодых кадров в отрасль нельзя.
Перевозчик также считает шагом в правильном направлении инициативу министерства сообщения упростить процесс получения водительских прав категории D. Но и это помогает лишь частично — для получения права на перевозку пассажиров необходимо пройти обучение, которое стоит недешево.
"Это работает. Но работает ли так, как хотелось бы? Нет. Потому что затраты на переход от категории B к D — около 2000 евро. А молодому человеку нужны одежда, девушки, вечеринки, возможно, он обустраивает жилье — и ему непросто найти эти 2000 евро", — объясняет представитель "CATA". Поэтому перевозчики нередко сами инвестируют в обучение мотивированных работников, оплачивая получение прав категории D в обмен на подписание долгосрочного трудового договора.
Осознание проблемы старения кадров есть и у Автотранспортной дирекции. Она недавно запустила кампанию, направленную на повышение престижа профессии водителя автобуса, чтобы привлечь к ней внимание молодежи.
"Автобусы становятся новее, комфортнее, и иногда управлять ими даже легче, чем легковушкой. Так почему бы не использовать этот аргумент? Возможно, кто-то задумается и захочет попробовать. Так мы поможем перевозчикам закрыть кадровый дефицит, чтобы не возникало ситуаций, когда автобус просто не выходит на маршрут", — отмечает руководитель отдела коммуникации Автотранспортной дирекции Виктор Закис.
В отрасли, впрочем, подчеркивают: престиж появился бы, если бы водителям платили больше. Но реальность такова, что при нынешних доходах от билетов и господдержке многие рейсы убыточны. Поэтому на следующей неделе перевозчики планируют провести пикет с призывом пересмотреть действующие договоры о пассажирских перевозках.