РИГА, 20 июл — Sputnik. В прошлом году на экспорт ушли две трети всей продукции. Больше всего экспортируются пиломатериалы и топливная древесина, однако уже давно обсуждается, что такая продукция относится к товарам с низкой степенью переработки, которые продаются дешевле, и Латвии следовало бы повышать конкурентоспособность, ориентируясь на производство продукции с более высокой добавленной стоимостью. Тем не менее, доля такой продукции в экспорте до сих пор остается незначительной.
Правительству Латвии предстоит вновь вернуться к вопросу о том, стоит ли увеличивать объемы вырубки леса.
Разрешив рубить более молодые деревья, в бюджет можно было бы дополнительно привлечь около 200 миллионов евро.
Однако противники этой идеи подчеркивают, что необходимо думать прежде всего о повышении ценности древесины. О необходимости производить продукцию с большей добавленной стоимостью говорят уже много лет, но на практике сделано немного. Данные свидетельствуют о том, что ситуация даже ухудшается.
В прошлом году почти половину всего экспорта продукции из древесины составляли пиломатериалы и топливная древесина. На мебель приходилось лишь 5,5%. В 2020 году этот показатель составлял 7% от общего экспорта, но с тех пор он снизился. Почему так происходит, Латвийское телевидение спросило у экспертов и ответственных министров.
"Это традиции, ведь выход в новые отрасли, особенно если мы говорим о текстиле, новых материалах на основе древесины или химической переработке древесины, то это совершенно новые направления. Производство намного сложнее", - подчеркнула экономист Латвийского банка Агнесе Пуке.
В свою очередь, исполнительный директор Латвийской федерации деревообрабатывающей промышленности Артур Буконтс отметил, что для производства продукции с высокой добавленной стоимостью необходимо накопить капитал.
"Если в девяностые годы нам хватало нескольких десятков тысяч латов, чтобы запустить небольшую пилораму, то сейчас речь идет уже о миллионах. А если говорить о глубокой переработке древесины, например, о химической, то это уже миллиарды", - добавил Буконтс.
Министр экономики Виктор Валайнис (СЗК) считает, что необходимо менять мышление.
"Желание заработать как можно быстрее - потому что можно просто продать кругляк. Поэтому мы вводим различные ограничения, чтобы этот кругляк нельзя было просто так продать. Следующий шаг, это распилить его на доски, и снова есть клиенты, снова можно заработать. Это и есть та самая смена мышления, которая необходима", - отметил министр.
Тем временем министр земледелия Армандс Краузе (СЗК) указал на нехватку новых инвестиций.
"За последние пять, даже десять лет в Латвии не появилось ни одного абсолютно нового предприятия. И латвийские компании не создали с нуля новые бизнесы с новыми технологиями", - заявил Краузе.
Таким образом, стремление к быстрой прибыли, а также нехватка капитала, знаний и смелости могут быть причинами, по которым многие деревообрабатывающие компании выбирают выпуск более простой продукции.
Прибыль как главную причину называет и Андрис Янсонс, руководитель мебельного производства Daiļrade Koks. Основанная им компания за 30 лет стала значимым работодателем - в трех производственных объектах в Латвии работают 450 человек. Предприятие в основном ориентировано на экспорт: произведенная мебель отправляется в 20 стран: от Скандинавии до Новой Зеландии.
Однако производство мебели требует серьезных вложений и времени: нужны разные типы оборудования, и до появления готового продукта, пригодного к продаже, требуется значительный труд.
"Сейчас ситуация на рынке такова, что порой, производя доски или другие полупереработанные изделия, можно заработать больше, чем производя мебель. А мебельное производство, это затратный и инвестиционно емкий процесс", - подчёркивает Янсонс.
"Это не так просто, как изготавливать однотипную продукцию. Бизнесмен вкладывается туда, где можно заработать", - добавил он.
По его мнению, за последние 30 лет конкурентоспособность Латвии по сравнению с соседями снизилась, и это также может объяснять, почему деревообработчики остаются верны привычной модели. Возможности для привлечения инвестиций и расширения деятельности ограничены.
"Налоговая политика формирует общую инвестиционную среду. Если она хотя бы чуть хуже, чем в соседних странах, то и клиенты, и заказы идут не в Латвию, а в Литву, Эстонию или Польшу", - поясняет Янсонс.
По его словам, и бремя бюрократии не способствует благоприятной деловой среде. Требований от разных учреждений много, на подготовку всех отчетов уходит время. В качестве примера он приводит оформление юридических отношений с работником.
"Работодатель отвечает за все, а работник ни за что. Не хочу сказать, что нужно вернуть трудовые книжки, но раньше работник был обязан прийти, сообщить, что увольняется, написать заявление, забрать документы. Сейчас он может просто в середине смены бросить инструмент и исчезнуть, а мы потом вынуждены его искать и думать, как все правильно оформить", - рассказывает Янсонс.
Однако в компании Stiga RM с этим не согласны - здесь налоговую политику считают конкурентоспособной.
Это предприятие, специализирующееся на производстве фанеры из собственных лесов, также работает уже 30 лет. Директор по развитию Янис Осис считает, что с налогами все в порядке, важнее чтобы все их платили, а конкуренция была честной. Но бюрократия действительно мешает.
"Мы тоже инвестировали в Огрe, купили уже существующую пилораму по сравнительно высокой цене. Только потому, что увидели: так можно сэкономить два с половиной года на бюрократии по сравнению с тем, если бы мы начали строить такое предприятие с нуля на пустом участке", - пояснил Осис.
Однако так могут поступать только те компании, у которых есть капитал.
"Производство продукции с высокой добавленной стоимостью требует серьезных капиталовложений. Доступ к капиталу, это то, что необходимо решать. Но, как правило, если есть идея и хотя бы частичный доступ к финансированию, можно привлечь средства и реализовать свои цели", - отметил Осис.