РИГА, 3 мар — Sputnik. Почему Вентспилсский порт, до недавнего времени прибыльный, находится на грани банкротства? Можно ли в падении грузооборота винить исключительно украинский кризис? Какую роль в управлении портами играют предприниматели? Об этом рассказал в интервью Андре Озоле Леонид Логинов, бывший управляющий Рижского свободного порта, ныне — президент совета Рижского свободного порта.
- Политики продолжают обсуждать вопрос об ужесточении санкций против России и запрете новых позиций транзита между Россией и Евросоюзом. Что сегодня происходит в Рижском свободном порту и других портах Латвии? Правда ли, что многих сотрудников портовых компаний увольняют?
- Да, это правда. Грузооборот Рижского порта сократился более чем вдвое — с 40 млн тонн в 2017 году до 15–16 млн тонн в настоящее время, и грузооборот все еще снижается. Всем понятно, что перевалкой занимаются люди, а если нечего грузить, то и работы у людей нет.
- Насколько снижение объемов грузоперевозок — это наша собственная инициатива и вина, а насколько — нежелание России переваливать грузы в наших портах?
- Это вопрос многосторонний. С 1 января этого года российская ветеринарная служба запретила экспорт любого зерна через Латвию. Запрет все еще не снят. По этому поводу ведутся дискуссии. В конце концов, это зерно нужно некоторым европейским странам для производства кормов для животных и продуктов питания.
Сейчас в порт с востока поступает зерно из Казахстана. Эти грузы частично обслуживаются портами Лиепаи и Вентспилса, но объемы там небольшие и расходы портов покрыть не могут. У Вентспилсского порта возникли финансовые проблемы, управляющий опасается, что порт не сможет погасить кредиты. Некоторые грузы в ноябре эту проблему решили, но в целом портовое управление находится на грани банкротства. Один из крупнейших портов Балтийского моря 1990-х годов находится на грани банкротства! Это просто уму непостижимо!
- Кто во всем этом виноват?
- Когда начинаешь анализировать, понимаешь, что в стране сейчас ни одно должностное лицо не озаботилось государственным бюджетом, используя уникальную возможность развития транзита, ведь каждая тонна, переваленная в портах, приносит государственному бюджету 15 евро. Никто не думает о последствиях принимаемых решений. Нам нужны профессионалы в политике, способные смотреть на несколько ходов вперед при принятии решений.
Например, уголь. Он исчез из нашего грузооборота. Теперь уголь оказался запрещенным продуктом, который нельзя перевозить. Латвия не импортировала уголь и не потребляла его. Через Рижский порт шел транзит угля в Китай, Японию и Бразилию. В Латвии он никогда не оставался. Теперь запрет на транзит угля через Рижский порт – крупнейший перевалочный пункт, который на двух терминалах обрабатывал более 10 миллионов тонн в год, — это не просто огромная ошибка, это верх тугодумия! А теперь вопрос – куда этот уголь делся? А он из Риги ушел в Россию. Россия развивала свои терминалы по всем направлениям грузов — для минеральных удобрений, угля, контейнеров, зерна. Сейчас там все построено в огромных масштабах. Терминалы оснащены самой современной техникой. Например, на угольном терминале одновременно опрокидывают по шесть вагонов. А у нас есть только одно место в Рижском порту, где можно перевернуть один вагон. В России в это вложены миллиарды.
Наши евродепутаты ведь могли взглянуть на ситуацию так: подождите, подождите, уголь сюда больше не поступит, а куда он денется? Он же не висит в воздухе! Он кому-то нужен, а у России он есть. Часть угля отправляется через Дальний Восток, часть идет через север, юг, но большая часть — через порты западного побережья. Мы отгружали 15 миллионов тонн в год, а Россия сейчас отгружает гораздо больше. Если посмотреть на грузооборот портов Санкт-Петербурга и Усть-Луги, то это ошеломляющие цифры. Теперь никому не показывают, какой объем грузов обрабатывают российские порты. То, что латвийский бюджет недополучает от перевалки транзитных грузов, хотя мог бы получить, теперь получает российский бюджет, благодаря российским портам.
- Запрет на транзит угля принял Брюссель?
- Да.
- И наши евродепутаты и министры это решение поддержали?
- Так ведь они все проголосовали за запрет. И до сих пор орут, что нужно что-то запретить.
- То есть на самом деле она проголосовали за то, чтобы запретить латвийским портам зарабатывать 150 миллионов?
- Не портам, а нашему госбюджету. Да, и это только с угля. Если же мы еще заговорим о нефтепродуктах, которые проходят через Украину по трубопроводам, там суммы будут совсем иные. А вот насчет угля — это безумие какое-то!
Грузы постепенно заканчиваются. Мы теряем рабочие места и людей. Выходишь на улицы Риги и задаешься вопросом — куда люди подевались? Людей нет. Пустые улицы, закрытые магазины. Будто чума какая-то разразилась. Съездил в Таллин. Там работа кипит! Съездил в Вильнюс. Там тоже работа идет! А в Риге с начала 90-х годов население сократилось вдвое. В Вильнюсе и Таллине — удвоилось. Латвия пустеет, Рига — "темнеет".
- О транзитной отрасли беспокоиться должен министр сообщения. А он хоть раз приехал в свободный порт, поинтересовался показателями, спросил, в чем проблемы, как их решить, интересовался вопросами привлечения грузов?
- Правда, я даже не могу особо винить в чем-то господина Бришкенса — эта операция по травле транзита началась много лет назад.
- Каковы перспективы портов Риги, Вентспилса и Лиепаи с учетом текущего сценария?
- Учитывая наше географическое положение, ничего хорошего нас не ждет. Слишком поздно. За это время Россия значительно развила свои порты. Я побывал там до военных действий. Какие грандиозные планы! Туда вкладываются миллиарды. Там немецкая фирма Krupp строит всевозможные технические вещи и конструкции, там работают иностранные инженеры. Там все развивается, и все грузы переваливаются. Даже с теми же американцами Россия торгует по сей день. Оказывается, Америка покупает у России уран. И я действительно не понимаю, что происходит. Я не знаю, делается ли это специально, чтобы мы собственными руками уничтожили Ригу, Латвию?
- Будет ли достаточно смены правительства, чтобы началось восстановление экономики?
- Простой сменой правительства вы ничего не добьетесь. На ум приходит анекдот о борделе. Они там решили мебель передвинуть, надеясь, что доход вырастет. Смешно. А если серьезно, то нам нужно создать условия, чтобы людям хотелось здесь жить и работать, чтобы они гордились собой и своей страной. К власти должен прийти человек, который действительно думает о своей стране и ее народе, и у него должна быть сильная профессиональная команда.
- Пять лет назад в повестке дня был вопрос реформирования управления Вентспилсским и Рижским свободными портами. Авторы реформы обещали, что после из осуществления наступит золотой век, ведь тогда грузы со всего мира буквально хлынут в эти порты. Прошло пять лет, груза нет и в помине, вот только представители самоуправлений вытеснены из советов свободных портов. Есть ли смысл в таких реформах?
- Когда к власти пришла Новая консервативная партия, они парализовали работу портов и попытались провести реформу. Та подразумевала преобразование портовых управлений, производных юридических лиц, в государственные акционерные общества. С тех пор прошло более пяти лет, а реформа все еще не завершена. Все это время Минсообщения борется со всякими поправками в портовом законе. Насколько мне известно, поправки уже одобрены и, предположительно, направлены в Сейм.
А пресловутые реформы начались с того, что политический климат того времени не одобрял работу самоуправлений в советах портов — Нила Ушакова и Айварса Лембергса, — поскольку в правительстве бытовало одно политическое мнение, а в Риге и Вентспилсе — другое.
Так возникла идея преобразовать эти образования в государственные акционерные общества. Истинной целью было выдворить Лембергса и Ушакова из портов. С тех пор прошло много лет, а возня не стихала. В Вентспилсе даже были созданы два портовых управления – они работали, а их руководители получали зарплату. Миллионы евро растранжирили налево и направо из-за этих реформ, а ответственности за этот вздор не несет никто.
Хуже всего то, что пока никто не знает, какой будет окончательная формулировка закона, об инвестициях можно забыть.
Если речь идет о малых портах, то эти порты нужно полностью передать муниципалитетам. Государству там делать нечего. Мерсрагс, Роя, Салацгрива, Скулте, Павилоста — государству не нужно тратить время, деньги и мозги, чтобы что-то там сделать.
С крупными портами — Лиепаей, Вентспилсом и Ригой дело обстоит иначе. В Лиепайском порту имеется специальная экономическая зона (СЭЗ), а представители порта и стивидоры входят в состав правления этой СЭЗ. В Риге и Вентспилсе в портовых управлениях работают одни лишь политики.
Предприниматели из Рижского порта и Латвийской ассоциации стивидоров предложили Минсообщения, чтобы в правления порта были делегированы частные предприниматели, работающие в порту. Пропорционально – как это сделано в Лиепае: по три человека от каждой отрасли. Я считаю, что нам не нужно по три представителя от каждой отрасли, достаточно одного. Там не так уж много решений. Трех представителей было бы достаточно. Но нет, видите ли, кому-то опять что-то не нравится, и снова началась свора.
Сейчас внесен ужасный законопроект, который вообще не учитывает интересы предпринимателей. Существует так называемый портовый регламент, который предусматривает необходимость консультирования предпринимателей по широкому кругу вопросов. Но что значит консультироваться? Представители Минсообщения считают, что необходимо организовать советы, а затем там будут давать консультации. Полная чушь! Пример Лиепаи очень хорошо доказывает, что частные предприниматели, находясь в правлениях порта и СЭЗ, успешно работают вместе, потому что тогда проблемы можно решать быстро — все четко, понятно и прозрачно. А теперь что-то решается тайно, а все удивляются, откуда возник спор. То, что сейчас происходит в Латвии, — это полное безумие!