В последние дни декабря принято подводить итоги уходящего года. А мы попробуем подвести итоги целого десятилетия, которое жители Литвы провели с общеевропейской валютой в кармане, пишет на Sputnik Литва колумнист Александр Липовец.
Немного истории
В первые минуты 2015 года в Литве на смену литам пришел евро. Первую 50-евровую купюру из банкомата торжественно, в софитах телекамер, вынул на тот момент премьер-министр Литвы, лидер правящих, как и ныне, социал-демократов Альгирдас Буткявичюс.
Сегодня Буткявичюс уже член другой партии и взятки с него гладки. В те же торжественные минуты он обещал литовцам сладкую жизнь по "европейским стандартам". Мол, через пару-тройку лет литовцы по уровню жизни сравняются с немцами и французами.
Надо только немного потерпеть – и сбудутся обещания "первого фактического руководителя независимой Литвы" Витаутаса Ландсбергиса о том, что литовцы будут жить как в Финляндии.
А на вопросы журналистов, смогут когда-нибудь литовские уборщицы с кассирами получать по две-три тысячи евро, ведущие экономисты давали оптимистические прогнозы.
"Почему бы и нет? Я думаю, этот путь займет 10-15 лет. Все сейчас меняется интенсивно. Два года назад минимальная заработная плата у нас составляла 150 евро, а с 1 января 2015-го она будет равняться 300 евро. Средняя начисленная зарплата выросла до 700 евро. Позитивные изменения в экономике есть, и это факт", - предрекал в первые дни 2015 года заместитель главного редактора ведущего экономического издания Литвы Дарюс Тарасявичюс.
Калькуляторы сломались
Чтобы проверить правдивость обещаний политиков, жители Литвы, вооружившись калькуляторами, в первый же день нового, 2015 года прямо с утра отправились в магазины. Перед этим они честно разделили свою зарплату на 3,4 (курс обмена литов на евро). Такую же операцию власти и торговцы обещали провести с ценами на товары и услуги.
Но, как известно, политики за свои слова не отвечают, а торговцы, заменив на ценниках "лит" на "евро", переучет провести "забыли". На многие продукты и товары цены пересчитали с коэффициентами "два" и даже "полтора".
Власти обещали наказать нерадивых торговцев, но, как известно от классиков марксизма-ленинизма, нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради прибыли в 300 процентов. Эту фразу британского профсоюзного лидера Томаса Джозефа Даннинга сделал известной Карл Маркс в первом томе "Капитала".
Но вернемся в литовские магазины десятилетней давности. Литовцы были шокированы. Зарплаты остались на прежнему уровне, а цены ощутимо выросли. А ведь эстонцы и латвийцы, отказавшиеся от собственной валюты годом ранее, предупреждали о таком повороте событий после присоединения к еврозоне. Через десять лет паритет "зарплаты-цены" так и не восстановлен.
Воспоминания очевидца
Автор колонки вспоминает, что на момент введения евро средняя зарплата в Литве была на уровне 2000 литов после вычета налогов. Сегодня - около 1500 евро (чистыми). И это при том, что цены в номинальном выражении стали на уровне десятилетней давности.
Батон белого хлеба перед реформой стоил около двух литов, а сегодня – два евро. Масло – 2,50 за 200-граммовую пачку. Алкоголь, например, водка – в том же диапазоне – от 10 до 15 литов/евро, а один из главных "наполнителей бюджета" – сигареты – 3,5 лита за пачку, а сегодня – 5 евро.
Вот и получается, что на среднюю зарплату 2014 года можно было купить больше продуктов и товаров, чем на нынешнюю.
Обещанного властями уровня жизни "как в Европе" литовцы с евро в кошельках не достигли и через десять лет. Как выкручивались от зарплаты до зарплаты, так и крутятся и поныне.
Кольцо истории
Исторический факт. Десять лет назад министром финансов был социал-демократ Римантас Шаджюс. Тогда в одном из интервью он приоткрыл завесу, почему реально отказались от лита в пользу евро.
"Вступление в еврозону является очень логичным шагом в цепочке важных шагов для нашей страны. Евро позволит интегрироваться Литве в состав единого рынка Западной Европы. Это, конечно, влияет на безопасность, как и вступление в НАТО и ЕС", – говорил Шаджюс тогда.
Сегодня он снова возглавляет финансовое ведомство. И он, как никто другой, знает, что собственная валюта – один из главных признаков независимости государства. Укрепляя или ослабляя ее, правительство может оперативно реагировать на глобальные экономические кризисы. Кстати, Польша и Венгрия до сих пор даже слышать не хотят о том, чтобы отказаться от злотого и форинта в пользу евро.
Десять лет назад Шаджюс пытался сгладить негативные последствия введения евро. Сегодня же он просит Еврокомиссию разрешить нарушить Маастрихтский критерий зоны евро (дефицит бюджета - не более трех процентов ВВП), чтобы потратить более 3,5 процента ВВП на… вооружения, а не на повышение уровня жизни литовцев, свалившегося в пропасть после отказа от собственной валюты.
Кстати, оптимистические прогнозы перед введением евро давал и бывший тогда главным советником президента банка SEB Гитанас Науседа, который через пять лет уже в качестве президента Литвы пообещал согражданам построить "государство всеобщего благосостояния". Ждем-с…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.