РИГА, 16 дек — Sputnik. По данным Центрального статистического управления, в третьем квартале 2024 года по сравнению с предыдущим кварталом этого года, согласно скорректированным по сезону и календарю данным, ВВП Латвии сократился на 0,2%, пишет газета "Сегодня".
В фактических ценах ВВП Латвии за девять месяцев текущего года составил 29 млрд евро, в том числе в третьем квартале — 10,1 млрд евро.
Почему усыхает экономика? Ситуацию анализируют латвийские эксперты.
Агнесе Пуке, экономист:
— В идеальном мире ВВП должен опираться на трех китов: частное потребление, инвестиции и экспорт, причем ориентированные на устойчивое развитие. Это позволяет обеспечивать баланс не только сегодня, но и в будущем. Однако уже длительное время наиболее стабильной опорой для уровня ВВП Латвии остается государственное потребление, которое в долгосрочной перспективе вряд ли сможет поддерживать рост и не является желательным вариантом.
В третьем квартале частное потребление и инвестиции остались слабыми, а экспортерам приходится изо всех сил удерживаться на ослабленных внешних рынках. Иногда это удается, иногда — нет. Однако в этом квартале экспорт вырос.
Экономические проблемы редко имеют одну конкретную причину — чаще это сочетание множества факторов. В данном случае участники экономики сталкиваются как с последствиями пандемии COVID–19, так и с физическими и психологическими травмами, вызванными войной. Дополнительную неопределенность вносит и политическая ситуация, например выборы президента США, что также влияет на экономическую стабильность.
Совместная работа "трех китов" в поддержке ВВП может затянуться, и в следующем году они вряд ли восстановятся одновременно. Больше шансов на более быстрое улучшение имеют частное потребление и инвестиции, хотя и экспорт может преподнести приятные сюрпризы.
Петерис Страутиньш, экономист:
— В третьем квартале добавленная стоимость снизилась во всех ключевых экспортных отраслях, за исключением сектора размещения и общественного питания. Несмотря на оптимистичные прогнозы год назад, динамика инвестиций ушла в глубокий минус, что негативно отражается на будущем развитии страны.
Хотя ВВП сокращается, уровень жизни улучшился. В третьем квартале реальные зарплаты выросли на 8,3%. Кроме того, в ноябрьских опросах потребителей большинство респондентов впервые с декабря 2021 года заявили, что их финансовое положение за последние 12 месяцев улучшилось. Бывают и противоположные случаи: например, в 2022 году реальный ВВП вырос на 1,8%, но реальная жизнь ухудшилась.
Снижение ВВП не связано с внутренними проблемами, а является следствием неблагоприятного стечения обстоятельств. Балтийские страны, особенно Латвия и Эстония, стали жертвами череды кризисов. Среди них — кризис на европейских рынках жилья, на которые Латвия полагается, и кризисы в экспортных секторах в целом. Военные действия на Украине подрывают инвестиции и туризм. Закат транзитного бизнеса был неизбежен. Рост цен на сырье в 2021–2022 годах особенно сильно ударил по Латвии, и его последствия до сих пор ощущаются.