Что жители Латвии чаще всего заказывают в интернете

Выяснилось, что слабый пол значительно более активно использует глобальную паутину для совершения покупок, зато мужчины предпочитают более дорогие товары
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 9 дек — Sputnik. В 2024 году 58% жителей Латвии в возрасте от 16 до 74 лет, которые делали покупки в интернете за последние три месяца, сообщили, что приобретали одежду, обувь или аксессуары. Это на 12,6 процентных пункта больше, чем в 2020 году. Такие данные содержатся в ежегодном опросе Центрального статистического управления об использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в домохозяйствах.

Что покупаем?

Доставка еды из ресторанов становится все более популярной: в 2024 году 25,8% интернет–покупателей заказывали еду (на 7,9 процентных пункта больше, чем в 2020 году).
Инфографика
Сколько стоил интернет в странах Европы в 2023 году
Следующей по популярности категорией товаров является косметика и средства для ухода, которые приобрели 24,2% интернет–покупателей. В то же время доля покупок электроники и бытовой техники снизилась: в 2024 году она составила 21,5% (в 2020 году — 27,8%).
Женщины чаще совершают покупки онлайн, чем мужчины (53,1% женщин против 43,9% мужчин). Также различаются популярные категории товаров: женщины чаще покупают одежду и косметику (70,5% женщин против 41,2% мужчин покупали одежду; косметику и средства ухода — 36,3% женщин и только 8,1% мужчин). Покупка медикаментов, биодобавок и витаминов через интернет особенно популярна среди женщин (27,4% покупающих женщин против 12,9% мужчин).
По сравнению с допандемийным периодом значительно выросла доля покупок одежды среди женщин (на 16,5% больше, чем в 2020 году), а также медикаментов, биодобавок и витаминов (на 10,9% больше).

Пандемия внесла коррективы

Мужчины опережают женщин по частоте покупок электроники, а также велосипедов, мопедов, автомобилей и других транспортных средств или их запчастей (соответственно на 15,4 и 15,3 процентных пункта). Каждая третья (30,3%) интернет–покупка мужчин была из категории электроники, тогда как среди женщин таких покупок было вдвое меньше (14,9%). В 2024 году 16,7% мужчин, совершивших покупки онлайн, приобрели транспортное средство через интернет по сравнению с лишь 1,4% женщин.
Во всех возрастных группах одежда остается самой популярной категорией для покупок онлайн. Молодежь на втором месте чаще всего выбирает доставку еды из ресторанов (33,7% людей в возрасте 16–24 лет и 35,1% в возрасте 25–34 лет), за чем следуют товары для ухода за внешностью (21,4 и 26,5% соответственно). Среди жителей предпенсионного и пенсионного возраста после одежды по популярности идут медикаменты (22,5% людей в возрасте 55–64 лет и 22,4% в возрасте 65–74 лет), а также мебель и предметы для дома (20,6 и 20,7% соответственно).
Доля жителей, совершивших хотя бы одну покупку в интернете за последние 12 месяцев, увеличилась с 33,5% в 2014 году до 65,0% в 2024 году. В то же время доля тех, кто никогда не делал покупки в интернете, снизилась на 12,9 процентных пункта и составила 23,2% в 2024 году. Наиболее значительные изменения произошли во время пандемии, когда людям приходилось совершать покупки онлайн даже в том случае, если они никогда ранее этого не делали.

В европейском разрезе

В 2023 году 91,4% жителей стран ЕС–27 использовали интернет хотя бы раз в три месяца, и лишь 6,0% не пользовались им вовсе. В двух странах ЕС (Люксембург, Нидерланды) почти все жители (более 99,0%) выходили в интернет хотя бы раз за этот период. Самый низкий процент пользователей интернета зафиксирован в Болгарии (80,4%), Хорватии (83,4%) и Греции (85,0%). Доля тех, кто никогда не пользовался интернетом, составляет двузначные числа только в четырех странах — Хорватии (13,6%), Греции (12,6%), Португалии (12,4%) и Болгарии (11,8%).
В Латвии в 2023 году 92,3% жителей использовали интернет за последние три месяца, а 6,1% никогда не пользовались им. С 2020 по 2023 год число пользователей интернета в стране выросло на 2,4 процентных пункта, а за последние десять лет — на 16,5 процентных пункта.
Латвийцы чаще используют интернет для повседневных задач, чем жители ЕС в среднем. Например, в Латвии больше людей совершают онлайн–звонки (74,4% против 68,8% в ЕС), ищут информацию о товарах и услугах (66,8% против 64,4%) и читают новости, журналы и газеты онлайн (70,8% против 64,3%). Особенно активно латвийцы используют интернет–банки — 83,7% пользователей.
Доля онлайн–покупателей в странах ЕС продолжает расти: в 2023 году 69,6% жителей совершали покупки в интернете за последние 12 месяцев, что на 4,9 процентных пункта больше, чем в 2020 году. Лидируют Нидерланды (92,5%), Дания (89,0%) и Швеция (88,7%). Более трех четвертей жителей делали покупки онлайн в Ирландии (87,1%), Люксембурге (79,8%), Финляндии (78,1%), Чехии (77,7%) и Германии (77,4%). Наименьшая доля покупателей зафиксирована в Болгарии (45,2%) и Румынии (50,3%).
С 2020 года самый значительный рост доли онлайн–покупателей произошел в Словакии (+14,4 процентных пункта), Болгарии (+14,2) и Ирландии (+12,7). В Латвии в 2023 году 62,1% жителей совершали покупки онлайн за последние 12 месяцев, что на 5,9 процентных пункта больше, чем в 2020 году. Однако этот показатель остается на 7,5 процентных пункта ниже среднего уровня ЕС (69,6%).

Народ уходит в Сеть

В 2024 году наиболее популярными целями использования интернета в Латвии стали: использование интернет–банков (84,8%), отправка сообщений через мессенджеры (81,7%), использование электронной почты (80,3%), интернет–звонки, включая видеозвонки (75,6%), и активность в социальных сетях (73,9%).
В Латвии растут случаи совращения детей по интернету
Сравнивая данные, видно, что пандемия способствовала большему использованию инструментов для общения и коммуникации. В 2020 году наиболее популярной деятельностью в глобальной Сети было использование интернет–банков (76,4%), за которым следовало использование электронной почты (75,9%).
Потребление информации, такое как чтение и загрузка новостей, газет и журналов, с 2020 года сократилось на 6,9 % (соответственно 72,6% в 2020 году и 65,7% в 2024 году). В то же время значительно выросла социальная активность жителей в виртуальной среде: доля людей, совершающих звонки через интернет, включая видеозвонки, увеличилась на 14,1 процентного пункта (с 61,5% в 2020 году до 75,6% в 2024 году), доля отправляющих сообщения через мессенджеры — на 12,2 процентного пункта (с 69,5% в 2020 году до 81,7% в 2024 году), а доля пользователей социальных сетей выросла на 6,8 процентного пункта (с 67,1% в 2020 году до 73,9% в 2024 году).