РИГА, 2 дек — Sputnik. Солнечные панели — вещь замечательная. Они производят "зеленую энергию" в соответствии с идеологией Евросоюза о максимальной замене ископаемых ресурсов возобновляемыми. Однако есть у них и побочные эффекты – наступит время, когда изношенные солнечные панели, а также оборудование для преобразования энергии (трансформаторы) и хранения энергии (аккумуляторы) придется утилизировать.
Чтобы у государства были деньги на эти цели, компании и частные лица, имеющие солнечные батареи, платят налог на природные ресурсы. Но кое-кто его не платит, пишет журналист Марис Краутманис. От налогов освобождены крупные застройщики солнечных парков. Было бы логично, если бы они сейчас платили налог на природные ресурсы, чтобы в будущем государству не пришлось покрывать расходы на утилизацию.
Министр прогнозирует неприятности в будущем
Ко второму чтению бюджета министр земледелия Армандс Краузе внес в Сейм предложения о введении налога на природные ресурсы для строителей солнечных парков или предоставлении им другой возможности – оплатить утилизацию соответствующим предприятиям. Ожидается, что некоторые политики правящей коалиции предпримут попытки отклонить это предложение, поскольку в Латвии есть группа энергетических компаний, имеющая сильное лобби в парламенте.
"Я хочу, чтобы рынок был справедливым, – заявил Армандс Краузе. – Платят все остальные — предприятия, которые развивают фермы, компании пищевой промышленности, владельцы частных домов платят налог на природные ресурсы или платят за управление, и туда включены все налоги. А застройщики не платят ни налогов, ни плату за утилизацию. Через 25 лет, когда солнечные панели выйдут из строя, многие предприятия наверняка обанкротятся и исчезнут, а в Латвии скопятся тысячи тонн мусора, за утилизацию которого придется платить всем жителям Латвии, потому что деньги с этих парков не брали. Например, компания Balticovo, которая с помощью солнечных батарей генерирует два мегаватт-часа энергии, заплатила около 30 тысяч евро налога на природные ресурсы. Если бы то же самое сделал разработчик, он не заплатил бы ничего. Это несправедливо", — подчеркивает министр земледелия.
Небывалая благосклонность
Глава Ассоциации умных и энергоэффективных технологий в городской среде, бывший министр юстиции Гунтарс Гринвалдс согласен с Краузе: "Государство предоставило скидки застройщикам, а все остальные должны платить налог. Это небывалая благосклонность – ничего платить не нужно. Стартап в сфере энергетики создает парк солнечных батарей, а затем продает его. В конечном итоге эти отходы лягут на плечи утилизаторов и всего населения. Это несправедливо – граждане заплатили налог, установив солнечные панели в своих частных домах и на фермах, а некоторые бизнесмены жируют.
Раньше они устанавливали только солнечные панели, а теперь собираются ставить и аккумуляторы, а это пакость побольше, это вред для окружающей среды. Современные панели в основном состоят из стекла и песка, не считая алюминиевых конструкций, а в составе аккумуляторов – всякая химия. Куда все это денется? Утилизаторы в своем бизнесе все готовят заранее – покупают оборудование, готовят помещения, обучают сотрудников. А что делать, если после выработки 120 мегаватт-часов придется утилизировать кучу панелей? Куда денут эти солнечные панели и аккумуляторы?
В какой-то момент возникла идея отправлять использованные панели обратно производителям. Но в таком случае должен быть договор об этом. А какой договор можно заключить, если даже никаких гарантий нет? Отправка устройств обратно обойдется в десятки тысяч евро. Кто захочет это оплатить и кто будет это контролировать?
В постановлениях кабмина не прописаны никакие шаги, которые следует предпринять сейчас.
Уже бывало, что ветер или снег ломает солнечные панели. Что с ними происходит? Вряд ли их отправят обратно в Китай. И кто это контролирует?"
Гунтарс Гривалдс считает, что это можно исправить внесенным в Сейм предложением о том, что налог на природные ресурсы или плату за утилизацию следует применять и к крупным застройщикам.
"Предложение состоит в том, что застройщики должны в течение следующего года подписать договор с утилизаторами отходов и заплатить за утилизацию. Необходимо определиться: заключить договор с утилизатором в течение года и оплатить утилизацию панелей, которые были импортированы в 2023 и 2024 годах. И все. Это логично. И не нужно платить прямо сейчас — можно заплатить в течение года!" – объяснил Гринвалдс.
Возникает вопрос, возникла ли нынешняя ситуация в интересах лобби и все дело в деньгах, или это наивность, ошибка Сейма, искреннее желание помочь группе компаний продвигать "зеленый курс".
Гринвалдс считает, что возможны оба варианта – и консультанты поработали, и законодатель допустил ошибку, аналогичную ошибке с OCTA на автомашины, которые не участвуют в дорожном движении.
"И тут допущена ошибка – Сейм не понял, что "бесплатно" образуется множество отходов и кому-то придется эту кашу расхлебывать. Депутаты хотели как лучше, но не подумали наперед, не предвидели проблемы.
Некоторые политики по этому поводу говорят: "Предприниматели открыли бизнес в сфере энергетики, сделали инвестиции, и где же будет правовое доверие, если правила изменятся?" Но ведь жители должны доверять, верить, что они будут жить в чистой Латвии и им не придется платить вместо каких-то бизнесменов", - подчеркнул Гринвалдс.
Откуда "ноги растут"?
Для поддержки предпринимателей 9 июня 2023 года Сейм внес изменения в закон о налоге на природные ресурсы, которые освободили новых предпринимателей по производству электроэнергии от требований по сбору, хранению и переработке отходов фотоэлектрических панелей, инверторов и аккумуляторов.
Закон и принятые на его основе постановления кабмина предусматривают, что компании, создающие солнечные парки, могут самостоятельно принимать меры, связанные с утилизацией отходов панелей, инверторов и аккумуляторов. Как известно, срок службы солнечных панелей, определенный производителем, составляет до 25 лет, а вот срок службы инверторов и аккумуляторов в два раза меньше.
В кругах политиков и СМИ помнят, что с этим проектом поправок носились люди, которые на тот момент официальной власти уже не имели, но на процессы влиять могли. Среди них был, например, бывший министр окружающей среды и регионального развития Юрис Пуце, бывший депутат Рижской думы Эдгарс Яунупс, а также люди из крупной компании корпоративного финансирования. Также вполне понятно, в интересах какой категории компаний поправки были приняты.