РИГА, 21 ноя — Sputnik. Пенсионный капитал, накопленный в течение трудовой жизни, важен не только для самих будущих пенсионеров. Средства, перечисляемые в пенсионные фонды второго уровня, можно через акции, облигации и другие финансовые инструменты инвестировать в компании и инфраструктуру - чтобы общие накопления росли быстрее. Такие инвестиции из пенсионных фондов могут внести существенный вклад в рост экономики страны. Но это не случай Латвии.
Государственное агентство социального страхования (VSAA) обобщало данные об инвестициях пенсионных планов в конце 2023 года. Общая сумма пенсионных накоплений второго уровня на тот момент составляла около 7 млрд евро, и только 7% (522,9 млн евро) из этих средств было вложено внутри Латвии.
По данным на конец прошлого года, активнее всех в латвийскую экономику вкладывался "Консервативный план SEB" (SEB konservatīvais plāns) - 19,8%. За ним следовал план INVL Konservatīvais 58 (14,4%).
При этом доходность пенсионных вложений в течение последних 15 лет была относительно низкой, говорится в последнем отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По мнению ОЭСР, инвестиции за пределами Латвии обеспечивают большую диверсификацию, но не приносят достаточной доходности.
"За последнее десятилетие инвестиции второго пенсионного уровня в Латвии в абсолютном выражении сократились, хотя общий объем активов под управлением вырос с двух до восьми миллиардов евро", - говорит эксперт по инвестициям, управляющий партнер инвестиционной компании Hanseatic Артурс Миезис.
Пенсионные планы ищут инвестиционные возможности за рубежом, но оставляют местные проекты, компании и инфраструктуру недофинансированными, говорит Миезис. "Эта тенденция серьезно ограничивает экономический рост в Латвии, соответственно, рост благосостояния", - уверен он.
Когда пенсионные планы инвестируют в местные предприятия, инфраструктуру и проекты, это стимулирует экономическую активность, создает рабочие места и повышает производительность. Компании растут и получают прибыль, это часто приводит к повышению зарплаты работников. Рост зарплаты увеличивает взносы в пенсионную систему второго уровня, и это ведет к увеличению пенсионных накоплений. Этот позитивный цикл не только укрепляет экономику в целом, но и повышает безопасность пенсионной системы, поскольку и объем взносов, и потенциальная доходность растут вместе с экономическим ростом.
"Инвестирование внутри страны может быть выгодной стратегией как для пенсионной системы, так и для экономики в целом", - уверен эксперт.
Кто виноват - финансовые рынки или управляющие?
Почему пенсионные фонды, которые управляют миллиардами, так мало инвестируют в Латвию? Управляющие дают ответ: для масштабных местных инвестиций не так много возможностей.
"Важнейший принцип работы управляющих пенсионными фондами - заботиться о доверенных им инвестициях, то есть стремиться к наилучшей доходности и оптимальному управлению рисками. Сейчас это лучше всего достигается за счет международных инвестиций. Однако это не означает, что Swedbank не будет инвестировать в Латвию", - говорит руководитель компании по управлению инвестициями Swedbank Анжелика Добровольская. К концу третьего квартала этого года инвестиционные и пенсионные планы Swedbank вложили в Латвии около 240 млн евро.
Выход госпредприятий на биржу мог бы привести к росту инвестиций в латвийскую экономику, считает Добровольская. Важно также повысить конкурентоспособность и устойчивость местных предприятий, например, за счет целевой господдержки инноваций, "зеленой" экономики и развития технологий. "Важно показать, что латвийские компании способны расти и приносить прибыль долгосрочным инвесторам. В случае с управляющими пенсионными фондами эти инвесторы - будущие пенсионеры", - говорит эксперт. Не менее важна стабильная и предсказуемая деловая среда.
Янис Розенфелдс, председатель правления SEB Investment Management, не согласен с тем, что в Латвию вкладывается слишком мало пенсионных накоплений. Сейчас пенсионные планы второго уровня SEB вложили в Латвии 136,6 млн евро. Чуть менее 12 млн вложено в государственные облигации, почти 125 млн евро - в латвийские предприятия.
"Доля Латвии в мировой экономике и на рынках капитала во много раз меньше, чем доля инвестиций управляющих пенсионными фондами в наши предприятия. Управляющие обязаны заботиться о средствах своих клиентов. Это означает, что мы ищем наилучшие инвестиционные возможности, вне зависимости от географии - конечно, с учетом определенных ограничений. Если объективно сравнить, например, показатели фондового рынка США за последние годы с показателями фондового рынка Латвии или Балтии, то вывод будет очень простым - инвестиции в США были более выгодными", - говорит эксперт.
Что касается инвестиций в Латвии, то он отмечает, что за последнее десятилетие объем активов второго пенсионного уровня вырос в несколько раз. К сожалению, этого нельзя сказать о латвийском рынке капитала.
"Образно говоря, если резко увеличить вложения пенсионных фондов в латвийский рынок капитала, то это будет даже не слон в посудной лавке, а стадо слонов в очень маленьком магазинчике. Мы в свое время разработали инвестиционный план, который вкладывал 100% в Латвию. Со временем эту долю пришлось сократить, потому что активы плана SEB Latvija выросли с 149 тысяч латов в конце 2003 года до 162 млн евро в конце 2016 года (на пике - в 1547 раз). ВВП Латвии за этот период вырос в 2,79 раза. При этом общая капитализация компаний, которые котировались на Nasdaq Riga, не только не выросла, но даже сократилась. Потому что некоторые компании предпочли покинуть биржу, а те, что пришли им на смену, не смогли полностью это компенсировать", - говорит Розенфелдс.
По его словам, для расширения инвестиций нужно развивать рынок капитала. "В целом сейчас мы не чувствуем, что у государства есть достаточный интерес к тому, чтобы привести в порядок нормативные акты и улучшить доступность финансовых инструментов", - говорит он.
Что можно изменить во втором и третьем уровнях?
Пока из всех госкомпаний только airBaltic заявила о готовности разместить свои акции на бирже. Однако для того чтобы рынок начал двигаться, одной компании недостаточно.
Если же иметь в виду то, какую часть зарплаты в будущем будет замещать пенсия, то нужно активизировать третий пенсионный уровень, считает Миезис. По его мнению, первого и второго уровней будет недостаточно. Но большая часть общества до сих пор не осознает, что ей придется взять на себя ответственность за свои пенсионные накопления.
"То, что мы не можем донести до общества эту жизненно важную информацию, - большая проблема. Если не предпринять немедленных и активных усилий, многие на пенсии столкнутся с суровой финансовой реальностью. Сейчас большинство сбито с толку и разочаровано пенсионной системой, которая, похоже, не работает в их интересах", - говорит эксперт.
Андрей Мартынов, председатель правления компании INVL Asset Management, предлагает несколько возможных решений. Он считает, что имеет смысл разрешить людям самим делать дополнительные взносы на второй уровень. Например, чтобы они могли откладывать на пенсию еще один процентный пункт от своей брутто-зарплаты.
"То, что люди готовы быстро тратить деньги в повседневной жизни, понятно. Но нужно стимулировать долгосрочные инвестиции. Для работодателей это также возможность конкурировать за своих сотрудников, обещая им дополнительные отчисления на пенсию", - говорит Мартынов.
В некотором смысле, говорит он, это пересекается с третьим уровнем. Но база накоплений на втором уровне уже относительно велика (в среднем около 10 000 евро), и это будет хорошим трамплином для дальнейших накоплений.
Еще более радикальное предложение Мартынова - объединить второй и третий пенсионные уровни. "Я вижу на обоих уровнях много разрозненных моментов. У каждого уровня есть административные и эксплуатационные расходы, свое правление, совет. Это все создает дополнительные расходы, которые впоследствии ощущают клиенты", - говорит эксперт.
Министерство финансов отметило, что доходность пенсий второго уровня в Латвии очень низка. Если говорить о желательном росте капитала, то его следует сравнивать с аналогичными пенсионными системами в других странах и стремиться к средней доходности фондового рынка на уровне 7-8 %. Например, в Швеции в 2000 году были проведены масштабные реформы пенсионной системы, в результате которых в государственную пенсионную систему был введен индивидуальный накопительный компонент. В Швеции существует государственный пенсионный фонд второго уровня. В период с 2000 по 2023 год среднегодовой прирост капитала в государственном пенсионном фонде второго уровня в Швеции (туда направляется 2,5% от вознаграждения работника) составит 10,4 %. В Литве и Эстонии, низкая доходность капитала заставила правительства существенно пересмотреть работу своих пенсионных систем, предоставив частным лицам возможность самим решать, участвовать ли в них.