РИГА, 20 ноя — Sputnik. Дополнительное финансирование на закупку учебных материалов можно найти в программах структурных фондов Евросоюза, однако в настоящее время не хватает политической воли для решения этой проблемы, считают эксперты.
В следующем году финансирование на одного ученика будет на 30 % выше, чем в этом, увеличившись с 28,3 до 35,2 евро.
Виолета Бренчева, руководитель издательства Skolas Vārds, видит в этом отрыв чиновников и политиков от реальности. По ее словам, на эти средства можно купить разве что одну рабочую тетрадь по одному предмету.
"Все находятся в заложниках - ученики, учителя, родители, руководители школ. Все выкручиваются как могут, а государство объявляет, что денег на учебные пособия нет, и не желает искать их в других бюджетах", - говорит Бренчева.
Инга Ванага, председатель Латвийского профсоюза работников образования и науки (LIZDA), также указывает на Европейский фонд восстановления как на упущенную возможность. Фонд выделяет средства на оцифровку, а значит, и на цифровые учебные пособия.
Поскольку образование затрагивает все отрасли народного хозяйства, LIZDA предлагает найти недостающее финансирование в бюджетах других министерств. "Если бы была политическая воля, этот вопрос был бы давно решен", - уверяет Ванага.
Профсоюз учителей неоднократно обращал внимание Минобразования на нехватку учебных пособий, в том числе когда началась работа по внедрению учебной программы, основанной на компетенциях.
"Это преступление по отношению к нашим детям", - говорит Ванага, называя учебные пособия "основным ресурсом в образовательном процессе".
На прошлой неделе дебаты о финансировании учебных пособий прошли и в комиссии Сейма по образованию, культуре и науке. Председатель комиссии Агита Зариня-Стуре призвала Минобразования "более серьезно отнестись" к наличию учебных материалов, сравнив учительские комнаты в школах с типографиями.
"Если основное образование в стране является обязательным, то основная школа - это то место, где платит за все государство", - рассуждает она.
Депутат также призвала обратить внимание на существующие учебные пособия, приведя в качестве примера учебник по биологии для 9-го класса, который был одобрен Центром содержания образования: "Это просто книга с картинками. Она состоит из иллюстраций и пары предложений к ним. (...) И после этого мы рассуждаем о языковых навыках (учеников), грамотности, чтении. Мы уже предлагаем им максимально простой способ восприятия информации через картинки", - поделилась своими наблюдениями Зариня-Стуре.
Генеральный директор Латвийской конфедерации работодателей (LDDK) Каспарс Горкшс подчеркнул, что необходимо обеспечить каждого ученика полным набором средств обучения. По сравнению с ситуацией в других странах Балтии, в Латвии в настоящее время самый низкий уровень финансирования покупки учебных материалов в расчете на одного ученика, отметил он. Глава LDDK также подчеркнул, что Минобразования до сих пор не предоставило информацию о том, откуда возьмется обещанное увеличение финансирования на закупку учебных материалов в 2025 году, и неизвестно, каким будет увеличение в абсолютном выражении.
Силвия Аматниеце, парламентский секретарь МОН, пообещала, что министерство "сделает все возможное для дальнейшего увеличения суммы", если бюджет это позволит.
Министр образования и науки Анда Чакша, в свою очередь, считает обозначенное увеличение финансирования учебных пособий оптимальным в нынешних финансовых условиях страны.
По мнению Латвийской конфедерации работодателей, государству необходимо изыскать дополнительно 14 миллионов евро в год, чтобы обеспечить школы всеми учебными пособиями.