Допрос на камеру и штраф: учительницу из Риги наказали за неявку на военные сборы

Учительницу латышского языка из Риги наказали за неявку на мобилизационные сборы. Женщина вступила в Земессардзе в начале тысячелетия, но в его мероприятиях не участвовала уже около 20 лет и думала, что давно уволена
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 19 ноя — Sputnik. К журналистам обратилась учительница латышского языка по имени Синта. Она уже долгие годы живет в Риге, но сама подчеркивает, что всю жизнь была и останется уроженкой Латгалии. В начале двухтысячных годов из патриотических побуждений она вступила в Земессардзе, но в его деятельности не участвовала уже около 20 лет.
"Мы, несколько девушек из Латгалии, вступили в Земессардзе. В то время ополчение не так сильно популяризировали. В течение этих 20 лет я, может, и ездила бы на учения, но про меня просто, похоже, забыли. Я это так и оставила, казалось, что меня из Земессардзе уволили", – рассказывает учительница.
Но в этом году военные прислали женщине оповещение по задекларированному адресу в Латгалии – у матери.
"Мама спросила: что я нарушила? Получено письмо из Военной полиции. В тот момент случился шок – меня приглашают на рассмотрение административного дела за неявку на мобилизационный сбор", – рассказала Синта.
Добросовестная учительница прибыла в главное управление Военной полиции в Риге. Там она узнала о себе много нового, например, о том, что она преступница. Ощущения были неприятными, рассказала Синта.

"Привели к юристу Военной полиции. Он установил камеру. Ощущения были сюрреалистическими, действительно пугающими. Я все время боялась, чувствовала себя ужасно неуверенно. Юрист сказал, что штраф составляет до 350 евро. В этот момент я чувствовала угрозу, будто разговариваю с высокопоставленным человеком, который с самого начала пытается запугать меня крупными суммами денег. Я чувствовала себя самым большим предателем Латвии!" – вспоминает педагог.

В Национальных вооруженных силах журналистам рассказали, что контракт Земессардзе с Синтой был расторгнут несколько лет назад. В таких случаях бывшие земессарги становятся резервистами, а это значит, что связь с военными не разрывается насовсем. Учения, на которые Синта должна была приехать, представляли собой масштабные мобилизационные сборы, в ходе которых определялось, сколько защитников есть у Латвии. Синта должна была на них приехать, сообщили в НВС.
"Если земессарги успешно прошли курс базовой подготовки и не достигли предельного возраста службы, после расторжения договора они зачисляются в резерв Земессардзе. Военнослужащие запаса могут быть призваны на плановую или проверочную военную подготовку в подразделения Национальных вооруженных сил", – пояснили представители НВС.
За два года из Земессардзе исключили 1869 человек, только 40% гвардейцев являются на курсы
В Военной полиции отметили: они учитывают, что женщина чувствовала себя неловко во время допроса.
"Я не знаю, почему конкретный человек так на это отреагировал. В отношении видеозаписи надо сказать, что на самом деле так безопаснее. От руки так быстро записать невозможно, и могут возникнуть споры о том, кто что сказал или не сказал. Мы стараемся записывать, если есть аппаратура, чтобы всем было удобнее. Во всем сами смогут убедиться те, кто приедут нас проверить. Конечно, я с пониманием отношусь к чувствам человека. Нельзя поспорить, если человек так себя почувствовал. Да, логично, я бы тоже чувствовала себя плохо, окажись я на ее месте", – сказала майор Улдзе Гуделе, начальник юридического отдела Военной полиции НВС.
В Военной полиции отметили, что закон требует от должностных лиц принять меры и привлечь к ответственности за отказ прибыть на учения. "Это как превышение скорости, зафиксированное радаром", — сказала Гуделе.
Синту оштрафовали на 150 евро. Учительница была в недоумении: по каким критериям оценивались ее действия и почему применено именно такое наказание? Она подчеркнула, что до сих пор она была законопослушным патриотом Латвии.
В Военной полиции сообщили, что многие люди, которые долгое время не участвовали в мероприятиях Земессардзе, не пришли и на эти учения. Если они могут аргументированно объяснить причину неявки, наказания не было или они получали минимальное наказание, согласно закону. У Синты уважительной причины пропустить учения не было, поэтому ее наказали, но после оценки ее личности было решено максимальное наказание не применять.
Наказанная женщина, правда, указала, что повестку с вызовом на сборы она по задекларированному месту жительства не получала. Представители Военной полиции это возражение не прокомментировали, поскольку система показывает обратное.
Женщина еще может обжаловать решение.