РИГА, 7 ноя — Sputnik. Поддержанные правительством и принятые в первом чтении в Сейме поправки гласят, что порог минимального дохода с 1 января 2025 года составит 22% от среднего дохода – 166 евро вместо прежних 20% (137 евро).
Ранее в Минблагосостояния пояснили, что повышение порога гарантированного минимального дохода (ГМД) увеличит и размер вытекающих из него пособий – пособия по минимальному гарантированному доходу, жилищного пособия, государственного социального пособия для лиц, достигших пенсионного возраста, инвалидов, а также пособия на ежемесячные расходы совершеннолетнему сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей после внесемейного ухода.
Однако в пресс-релизе омбудсмена говорится, что повышение порога ГМД на два процентных пункта является положительным моментом, но, согласно прогнозу омбудсмена, это все равно не обеспечит бедному человеку достаточной поддержки для удовлетворения основных потребностей, особенно продуктов питания.
Минблагосостояния отметило, что доступны и другие меры поддержки, такие как продуктовые наборы и готовые обеды (суповая кухня). Однако, по словам омбудсмена, в следующем году значительные изменения коснутся и этой сферы, поскольку теперь нуждающийся человек будет получать только один продуктовый набор в квартал вместо двух. Кроме того, не выросло и количество мест, где можно получить горячий обед, – они по-прежнему обустроены в меньшей части муниципалитетов.
"Я понимаю, что, повышая порог гарантированного минимального дохода, Сейм надеется исправить ранее выявленные Конституционным судом недостатки, однако у меня есть обоснованные опасения, что больше денег в кошельках бедняков не станет. Таким образом, цель решения Конституционного суда не будет достигнута. Я считаю, что финансовые возможности государства не могут служить единственным критерием при решении вопросов, связанных с основными потребностями, такими как обеспечение продуктами питания и жильем", – подчеркнул Янсонс.
Также запланированные на 2025 год изменения в расчете жилищного пособия (снижение коэффициентов) негативно скажутся не только на малообеспеченных домохозяйствах, но и на некоторых бедных домохозяйствах, считает омбудсмен. Особенно это коснется одиноких пенсионеров и людей с ограниченными возможностями.
Расчеты омбудсмена показывают, что поддержка для оплаты жилищных расходов со стороны самоуправления снизится. В результате увеличится доля жилищных расходов, которые человеку приходится покрывать из собственных доходов. Из планов законодателя следует, что коэффициенты, используемые для расчета жилищного пособия, снижены с целью компенсации муниципалитетам расходов, понесенных в результате повышения порога ГМД. Это было сделано на основании запроса Союза самоуправлений Латвии.
"Я могу согласиться со словами министра благосостояния о том, что социальная поддержка не сокращается в абсолютном выражении, однако в условиях роста стоимости жизни этого будет недостаточно для достойной жизни человека. Изменения в расчете жилищного пособия и выдачи продуктовых наборов, а также другие решения в сфере социальной защиты негативно повлияют непосредственно на беднейших жителей Латвии. Надеюсь на разумное решение депутатов", – добавил омбудсмен.
Также Янсонс привел статистические данные: 2023 год с точки зрения финансов был особенно тяжелым для семей группы риска (например, тех, в которых есть один взрослый с детьми). В частности, 76% домохозяйств сочли обременительными (20% – очень обременительными, 56% – несколько обременительными) расходы на жилье. Также существенно возросла доля домохозяйств, для которых расходы на содержание жилья являются непомерным финансовым бременем (расходы на жилье составляют более 40% располагаемого дохода).