РИГА, 4 ноя — Sputnik. С 1 февраля 2025 года во всех учебных заведениях Латвии ученикам 1-6-х классов будет запрещено пользоваться смартфонами не в образовательных целях. Соответствующий закон принял Сейм 10 октября. Как на практике работают такие запреты, можно ознакомиться на примере Эстонии, где уже начали эксперимент, но специального закона не вводили.
Что думают дети
Ученики основной школы, являющиеся целевой группой, не видят необходимости долго объяснять важность мобильного телефона, ведь для них это очевидно. Одиннадцатилетний ребенок отметил и жизненную необходимость: "Когда мне нужно в школе измерить уровень сахара в крови и ввести инсулин, я пишу маме. Раньше звонил, но боюсь, что телефон отберут".
Также использование электронного дневника и классного чата, не говоря уже о том, чтобы проверить расписание уроков на телефоне, уже не является чем-то новым в цифровом плане - это стало обычной практикой. "Расписание постоянно меняется, и хочется посмотреть его на телефоне. Сейчас нам приходится возвращаться в другой корпус или использовать телефон тайком", - сказал тот же ребенок, ссылаясь на разные правила, которые действуют в различных частях школьного здания.
Девочке, учащейся в шестом классе школы, расположенной в центре Таллинна, не нравится ограничение на использование телефона: как с точки зрения нарушения обмена информацией, так и из-за желания полистать социальные сети или украдкой поиграть. В ее школе учителя забирают телефон на хранение после второго нарушения, и вернуть его можно только вместе с родителем. "Мы становимся мастерами по прятанью телефона. И с каждым разом прячем все лучше", - добавила она.
Вопрос о конфискации телефонов дошел до канцлера юстиции Юлле Мадизе. По ее мнению, школа не может обязать ученика сдать телефон, но внутренние правила могут требовать, чтобы он оставался в сумке. Если ученик нарушает правила использования телефона, например, несмотря на неоднократные просьбы не убирает его со стола, учитель может забрать телефон на хранение.
Правила в школах различаются
Для хранения телефонов на время уроков ряд таллинских школ внедрили систему шкафчиков и специальных коробок. Однако в каждой из этих школ правила использования телефонов имеют свои особенности.
В школе Emili Kool ученики младших классов должны держать телефоны в сумках, а старшеклассники - в запирающихся боксах. Однако, согласно уточнению директора Райны Вилкес, на длинную прогулочную перемену старшим ученикам разрешается брать телефоны с собой.
В Ласнамяэской основной школе ограничения на использование телефонов во время перемен не установлены, но на уроках телефоны должны "отдыхать" в коробке для хранения. По словам директора школы Милены Погодаевой, проблем с учениками младших классов нет, однако они возникают в старших классах: "После перемены некоторым из них трудно отложить телефон и успокоиться. Число таких учеников постоянно растет".
В Таллиннской еврейской школе уже три года действуют строгие "санкции". "Если ребенок не положил телефон в специальную коробку и пытается использовать его на уроке, учитель забирает его и на перемене относит к директору, откуда его можно забрать только в сопровождении родителей", - объяснила директор школы Элина Бейлинсон.
В Таллиннской открытой школе с этого учебного года введена новая система соглашений, согласно которой учащиеся 7-9 классов могут во время длинной перемены выполнять домашние задания на своих гаджетах, но для этого они должны зарегистрироваться в кабинете администрации и получить зеленую карточку, которая служит разрешением на использование устройства во время перемены. В случае повторных нарушений телефон изымается на хранение в учительскую и может быть возвращен лишь в сопровождении родителя или при наличии его письменного разрешения.
"Некоторые ученики, конечно, иногда расстраиваются, когда им приходится сдавать телефон на хранение, но задача взрослого, который его забирает, - обсудить ситуацию, при необходимости успокоить ребенка и договориться о правилах на будущее", - рассказала директор школы Сандра Ярв. Первый месяц показал, что это ограничение помогает детям лучше концентрироваться и больше общаться друг с другом вживую. "Кроме того, это уменьшает риск кибербуллинга", - добавила Ярв.
Во многих школах гаджеты используются на уроках для учебных целей. По словам Хенрика Салума, директора гимназии имени Густава Адольфа, учеников также учат использовать эти устройства осознанно и с пользой: "Однако на переменах мы поощряем живое общение с друзьями, подвижные игры и активность".
Директор Таллиннской Махтраской основной школы Эдгар Родиченко отметил, что в их школе стремятся к осознанному и разумному использованию электронных устройств. Он пояснил, что, согласно принципам нейронауки, для младших учеников необходимы более строгие ограничения на время, проведенное за экранами. "Если мы видим, что ученик прикован к экрану во время перемены, то направляем его в учебный центр для чтения, предлагаем пообщаться с друзьями, поиграть в настольные игры, просто расслабиться или выйти на улицу и подвигаться", - сказал Родиченко.
Общегосударственных правил не будет
Поскольку в большинстве школ действуют определенные правила, мало кто поддерживает введение общегосударственных ограничений. Однако директор Ласнамяэской основной школы, Милена Погодаева, поддержала призыв экспертов и родителей о необходимости регламента или закона, регулирующего использование смартфонов в школе.
Руководитель направления инклюзивного образования Минобразования Юрген Ракасельг подчеркнул, что единые правила не нужны, поскольку школы в Эстонии очень разные: существуют как детские сады, объединенные с начальными школами, так и основные школы, которые являются частью гимназий.
Ракасельг отметил, что гаджеты прочно вошли в повседневную жизнь, и запрет на их использование в определенное время лишь приведет к тому, что дети будут пользоваться ими позже, в другое время. Он считает, что вместо повсеместного запрета необходимы более гибкие решения.
Согласно плану Минобразования и министерства социальных дел, школы могут самостоятельно регулировать использование гаджетов. Для создания правил будут даны рекомендации экспертов, которые помогут определить, в каком возрасте и в каком объеме использование устройств становится вредным, а в каком остается приемлемым.