РИГА, 1 ноя — Sputnik. На его взгляд, именно то, что центр столицы недоступен для автомобилей, способствовало тому, что центр Риги умирает с точки зрения "места для бизнеса", на это указывают как гостиницы и рестораны, так и пустующие витрины магазинов.
"Получается, политика муниципалитета по принуждению людей пересесть с личного транспорта на велосипеды и общественный транспорт потерпела неудачу, а последствия, которые коснулись самого муниципалитета, максимально неблагоприятные. Если нынешняя политика продолжится, при этом не будут согласовываться интересы всех сторон, нам придется подумать о программах поддержки, чтобы искусственно заполнить центр Риги бизнесом и людьми, потому что не получится наполнить его зелеными насаждениями, велосипедными дорожками и деревьями в горшках вместо парковок. Во всем мире центр столицы – это самый дорогой и востребованный деловой район, а Рига в последнее время потеряла привлекательность в этом плане. В результате в Риге и Рижском регионе начинают формироваться новые активные бизнес-центры, в основном там, где удобно подъехать и припарковать машину", - подчеркнул Логинс.
Финансовый эксперт отметил, что интерес к покупке электромобиля напрямую связан с инструментами поддержки со стороны государства и самоуправлений. Электромобили сейчас составляют примерно 1% от общего количества зарегистрированных транспортных средств, значит, при столь небольшой доле нельзя сокращать нынешние льготы, в том числе и бесплатные парковки.
"Это тот случай, когда правая рука не знает, что делает левая. Государство, со своей стороны, вкладывает миллионы в программу поддержки с целью побудить население переходить на электромобили, чтобы снизить выбросы в Риге, а Рига начинает сомневаться, хочет ли она видеть на улицах электромобили. Из статистики видно, что увеличение доли электромобилей коррелирует с доступными инструментами поддержки. То есть "зеленое мышление", экология и снижение эксплуатационных расходов не являются достаточными аргументами в пользу электромобилей. Зато кривая движется с каждой новой мерой поддержки. Примером того, что происходит, когда меняются правила игры являются солнечные панели – после изменения системы нетто-учета интерес домохозяйств к солнечным панелям неожиданно упал", – напомнил Логинс.
Латвия отстает от Литвы по количеству зарегистрированных электромобилей, но опережает Эстонию. На 1 октября в Литве зарегистрировано 14 750 электромобилей, в Латвии – 8 374, в Эстонии – 7 570. Во всех странах доля электромобилей колеблется в районе 1% от общего количества зарегистрированных транспортных средств, а это означает, что до достижения целей "зеленой мобильности" еще далеко.
С июля этого года увеличена поддержка частным лицам на приобретение электромобилей, и количество электромобилей, купленных по программе господдержки, выросло вдвое, за последние два месяца достигнув почти 200 машин в месяц, хотя год назад их количество составляло от 50 до неполных 100 в месяц.
Логинс признал, что показатели Латвии в сфере внедрения электромобилей достаточно неплохие, и в этой сфере политические решения можно оценить положительно. При этом столь раннее начало дискуссий об отмене или сокращении льгот для владельцев электромобилей означало бы, что общество станет гораздо осторожнее в своем выборе с учетом их цены. Такое решение косвенно повлияет на всех участников рынка – в том числе на планы разработчиков сетей зарядки электромобилей, которые инвестируют в будущую инфраструктуру мобильности и развивают ее, несмотря на нынешний небольшой размер рынка.
Одновременно Логинс призвал политиков с самого начала определить цели поддержки. Если государство и самоуправления создают инструмент поддержки, должны быть определены пороговые значения при изменении правил – либо сроки, либо достигнутое количество пользователей, либо окончание софинансирования ЕС. Правила игры важны для общества в долгосрочной перспективе, поскольку покупка автомобиля — это долгосрочная инвестиция.