РИГА, 29 окт — Sputnik, Алексей Стефанов. Власти прибалтийских республик продолжают наступать на православную веру – на православную церковь оказывается беспрецедентное давление. Особенно в этом преуспели эстонцы. В нарушение Конституции, ограничивая права и свободы своих граждан, министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс даже выступил перед парламентариями с политическим заявлением, в котором сообщил о желании правительства изменить к февралю 2025 года закон о церквях и приходах.
"Эстонское государство не желает, чтобы местными православными руководили из Москвы и Кремля. Все очень просто – мы хотим, чтобы эти связи прервались. Мы более полугода пытались решить эту проблему в сотрудничестве с самой церковью, но результатов и серьезного намерения выйти из подчинения Москве мы не видим, потому инициируем изменение закона", – заявил Ляэнеметс.
О том, что происходит с православной церковью в Прибалтике, можно ли назвать это гонением на церковь и как далеко прибалты зашли в своей ненависти ко всему, что имеет связь с Москвой, поговорил с православным миссионером Русланом Калинчуком.
Общий заказчик, общий куратор, общий враг
О гонении на церковь Руслан знает не понаслышке. До декабря 2022 года он жил и работал на Украине – "в одном нашем церковном СМИ и много неприятного сказал для украинской власти, для раскольников, для униатов на Украине". Когда его предупредили, что СБУ собирает о нем информацию, чтобы посадить, "за определенную сумму денег сделал себе легальные документы и сбежал".
Руслан подчеркивает, что миссионерской деятельностью он занимался и на Украине. Кроме медийной работы проповедовал у храма Агапита Печерского [Киево-Печерская лавра], где отец Андрей Ткачев был настоятелем. Занимался катехизаторством – преподавательской работой. Сбежав с Украины, продолжил заниматься тем же в Одинцовской епархии в Подмосковье.
"На Украине жестко и цинично власть преследует Украинскую православную церковь. Фактически то, что сегодня происходит на Украине, это геноцид по религиозному признаку. Но дело православия сегодня преследуемо не только на Украине, но и в Молдавии, где власть тоже пытается уничтожить каноническую молдавскую православную церковь, и в прибалтийских странах. Там очевидно использование тех лекал, которые реализовались и реализуются на Украине. Того же сценария, законодательного ущемления, притеснения в плане возможности откровенно говорить о церковных проблемах. Поэтому очевидно, что схожи методы, а значит, общий заказчик, общий куратор, общий враг", – уверен собеседник.
Раскол церкви в политике называется сепаратизмом
"Украиной и Прибалтикой руководят приблизительно одни и те же силы. Где больше участия США, меньше Британии, где наоборот. Но что у Британии, что у США, там, кстати, сложно определить кто старший, кто младший партнер, кто кем виляет, приблизительно одни и те же цели – это ослабление России. И, если это те элиты, которые стоят за демократической партией, то это ослабление Европы. Cоответственно, в рамках такой идеологической войны, в рамках политики мягкой силы, что Британия, что США пытаются ограничить влияние России и Русской православной церкви. Потому что они прекрасно понимают: если есть вот эта духовная скрепа, которая свидетельствует об историческом, культурном единстве России и Украины, русского и украинского народов и в какой-то степени народов Прибалтики, потому что начиная с XVIII века, с Петра I, а в чем-то и раньше, мы жили в одном государстве. И в этой игре Британия и США пытаются использовать Константинопольский патриархат", – поясняет Руслан.
По его словам, патриарх Варфоломей в 2019 году вторгся на каноническую территорию Русской православной церкви, предоставив томос раскольникам, создав так называемую Православную церковь Украины – ПЦУ, чем, собственно, подстегнул преследование, рейдерские захваты храмов на Украине, избиение духовенства и верующих. Приблизительно такой же сценарий реализовывается и в Прибалтике.
"К примеру, Эстонская православная церковь. В 1920 году Патриарх Московский и всея Руси Тихон предоставил эстонской епархии Русской церкви автономию. В силу того, что там образовалось отдельное государство, возникла необходимость в том, чтобы к церкви было меньше вопросов у светских властей, чтобы какие-то административные вопросы можно было решать на месте. Но через два года эта автономная часть русской церкви под давлением светской власти Эстонии просит Константинополь дать ей автокефалию. Константинополь принимает ее в свою юрисдикцию, но автокефалию не дает. И так до 1940 года, когда Прибалтика стала частью Советского Союза", – поясняет миссионер.
Потом все эти перипетии возобновились в начале 90-х годов, потому что ситуация получилась схожей с началом ХХ века – развалилось большое государство, Советский Союз. И в 1993 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий дает томос про автономию Эстонской православной церкви. Патриарх Алексий хорошо знал церковную ситуацию в Эстонии, потому что сам был уроженцем этой земли и епископом Таллинским. Но эстонские власти отказались поначалу регистрировать Эстонскую православную церковь, признав владельцем всей церковной собственности и исторических зданий некую Эстонскую апостольскую православную церковь, зарегистрированную в Стокгольме и состоящую из одного священника и нескольких мирян.
"Эстонские власти сейчас пытаются Эстонскую православную церковь влить вот в эту раскольническую структуру, так называемую Эстонскую апостольскую церковь. При том, что у канонической церкви по домофорам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 100 тысяч верующих, а у раскольников 7 тысяч", – отметил собеседник.
В 1996 году патриарх Константинопольский Варфоломей принял раскольническую Эстонскую апостольскую православную церковь в свою юрисдикцию, создав таким образом параллельную церковную юрисдикцию, что запрещено каноническим правом православной церкви.
"Епископ во время литургии прообразует Христа. Это так с точки зрения литургики, литургического богословия. И согласно словам апостола Павла, церковь является телом Христовым. Христос ее глава. Ну не может быть двух правящих епископов в одном городе, потому что не может быть двух глав у церкви, не может быть двух Христов. Соответственно, фактически то, что мы называем расколом, это в политике называется сепаратизмом", – поясняет Руслан.
Калинчук приводит пример: "Если бы мы с вами мимо избранной Государственной думы провозгласили себя Госдумой и если бы нас собралось двое, за нами приехали бы санитары, а если бы собралось побольше – воронки. Потому что мы претендуем на создание параллельных органов власти, то есть на государственный переворот, захват власти и так далее. Собственно, это и есть то, что в церкви называется расколом. Есть законный канонический епископ, имеющий апостольскую преемственность. И если кто-то, кроме него, себя таким считает, называет, он, собственно, сепаратист".
Запад пытается бороться с Россией, в том числе ограничивая и отодвигая влияние Русской православной церкви, для этого создает параллельные юрисдикции и пользуется Константинопольским патриархом, поясняет собеседник.
Чтобы разорвать духовную связь
"В 2002 году эстонская власть вынудила Эстонскую православную церковь прибавить к своему названию формулировку "Московского патриархата". Это то, что в свое время еще в 2018 году пытался реализовать на Украине Петр Порошенко. Верховная рада приняла закон о том, что Украинская православная церковь обязана перерегистрироваться с названием Русская православная церковь в Украине. Потому что Порошенко верещал, что, дескать, московские попы обманывают украинцев, что они на самом деле русская церковь, а на публику – украинская. Хотя я, будучи прихожанином Украинской православной церкви, прекрасно знал, что она является автономией Русской православной церкви", – подчеркивает собеседник.
При этом сам Руслан всегда ощущал себя русским, хотя родом с Галичины, из Ивано-Франковской области, вырос в униатстве. Но, увлекаясь историей и богословием, вернулся, как он говорит, к вере предков. И все верующие УПЦ прекрасно знали о ее каноническом статусе. "Но это бы повышало градус ненависти к церкви в обществе. Потому что со всех помоек льется чернуха в адрес церкви, а если бы церковь еще переименовать в русскую церковь, вы понимаете, какое это бы дало отношение и эффект.
В итоге тогда, в 2002 году, эстонские власти сами заставили прибавить к Эстонской православной церкви приставку "Московского патриархата", а в этом году заставили отказаться от этой приставки. То есть заставляют разорвать любую связь с Москвой. Причем, что характерно: ЭПЦ и УПЦ приблизительно одинаковые, поскольку, согласно томосам патриарха Алексия, УПЦ получила такой томос в 1990 году про административную независимость, а Эстония – в 93-м с некоторыми поправками. Только то, что епископы Украинской православной церкви не утверждаются синодом Русской церкви, а согласно томосу Эстонской церкви – утверждаются. Избираются в Эстонии, но утверждаются синодом", – поясняет Руслан Калинчук.
Но административно украинская и эстонская церкви имеют внутреннюю автономию. Фактически и украинская, и эстонская власть принуждает разорвать каноническую, то есть духовную связь. Потому что административной связи в современных условиях не может быть физически. "Речь идет о преследовании по факту религиозной принадлежности, то есть о нарушении одного из базовых прав человека на свободу совести".
"Эстонский министр внутренних дел предлагал принять законопроект, в котором ЭПЦ была бы объявлена террористической структурой. Недавно он нанес визит в Пюхтицкий монастырь, уговаривал сестер выйти из Московской патриархии. А в январе этого года лишили вида на жительство и выслали из Эстонии митрополита Евгения Решетникова. То есть в XXI веке происходит адаптация самых черных средневековых практик. Приблизительно та же ситуация и в Латвии. Они самочинно избрали епископа. Пока Русская православная церковь на этот шаг не отреагировала. Так же, как и на то, что Эстонская православная церковь в августе этого года тоже приняла новый устав, в котором вымарала все упоминания о своей связи с Русской православной церковью. Что в 2022 году сделала и Украинская православная церковь. Но это, как видим, ее не спасло", – утверждает Калинчук.
Эти земли захвачены оккупантом
"Кто идет на уступки, с тем не договариваются, того доедают, – говорит Руслан Калинчук. – К сожалению, и Латвийская православная церковь, и Эстонская идут на попятную. Я понимаю, чем это им будет грозить – это фактически переход на нелегальное положение, уход в катакомбы, и каждый священник, а их сегодня в Эстонии 80 и, по-моему, 39 наших приходов – Эстонской православной церкви, окажется перед выбором, перед делением на две епархии. Но, ясное дело, если бы ЭПЦ уперлась и не соглашалась бы на требования властей, то каждый из ее священников, а может, и мирян должен был бы оглядываться. Но это церковь, она должна всегда свидетельствовать правду. А правда сегодня и на Украине, и в Прибалтике состоит в одном – эти земли захвачены оккупантом. Эти земли захвачены врагами украинского, эстонского, латвийского, литовского народов, которые Украину уже довели до края, даже уже за край пропасти".
Собеседник уверен, что на Украине сейчас разыгрывается только первый акт драмы. Не случайно там строятся военные заводы, как и в Прибалтике. И не случайно поднимается градус русофобии, преследуются русские и каноническое православие – "их готовят к войне с Россией".
Все идет к новой Речи Посполитой?
Литва в гонении на православную церковь стоит чуть в стороне от Латвии и Эстонии. Литва в основном католическая страна, и на нее виды имеет Ватикан, утверждает собеседник. И подчеркивает: при упоминании слова "Ватикан" обычный человек вспоминает Папу Римского, архитектуру, ренессанс, возрождение, фрески Рафаэля, скульптуры Бернини и так далее, которые, кстати, строились на деньги от торговли индульгенциями, жесточайшей эксплуатации крепостных, ограблении Византии, Южной Америки – всех подряд.
"Но, во-первых, Ватикан – это структура, представляющая интерес старой европейской аристократии, в основном кланов северной Италии, южной Германии, Шотландии, отчасти Ирландии. Это огромнейший финансовый спрут, акционер нефтяной компании Shell, сети отелей Hilton, одного из самых больших в мире инвестиционных банков Goldman Sachs и прочего. И Ватикан давно уже задумал создать в Европе мощное и в основном населенное католиками государство. Где это может быть сделано? Очевидно, что это либо восстановление Австро-Венгрии, либо Речи Посполитой. Реализация так называемой идеи Польши от моря до моря. Мешает в этом плане несколько факторов и важный среди них – Беларусь с ядерным оружием", – поясняет собеседник.
Это государство могли бы создать Польша, Литва и "огрызок Украины, который останется после СВО". Калинчук говорит, что в Литве, так же, как и на Украине, есть рука не только ЦРУ и Ми-6, но и рука Ватикана.
"Ватикан, очевидно, разрабатывает проект новой унии с Константинополем. Ясное дело, что, например, на той же Украине униаты поглотят раскольников, потому что и для униатов, и для ПЦУшников главное – это идея Украины, украинского национализма, а у униатов опыт в этом плане такой, что раскольникам и не снилось. Тем более что за униатами стоит материнская структура в виде Ватикана. И, кстати, во время недавнего визита Зеленского в Ватикан Папа Римский подарил ему книгу о страданиях униатов в Советском Союзе. Очень четкий намек", – обращает внимание Калинчук.
Так и по Литве – Ватикан и, в частности, кардинал Паролин – госсекретарь Ватикана, который отвечает за возможный проект Речи Посполитой, очень сильно работают над втягиванием страны в нужную им повестку, говорит собеседник. А это невозможно без уничтожения канонического православия в Литве.
Получается, что православие заметнее всего уничтожается в Эстонии, затем в Латвии и следом в Литве.
Про Латвию Калинчук говорит, что там "власть заявляет, что Латвийская православная церковь должна разорвать отношения с Москвой, что также является вмешательством в дела церкви, требованиями к церкви".
Патриарха Варфоломея посадили на крючок американцы и британцы
А почему за всем этими интригами и расколом стоит, казалось бы, единоверный Константинополь? Потому что его очень плотно держат в своих лапах МИ-6 и ЦРУ – используют в своих целях.
"Константинополь имел очень тесные связи с исламским проповедником и одним из лидеров турецких фундаменталистов Фетхуллах Гюленом. Запад попытался использовать Константинополь в 2016 году при попытке переворота в Турции. О чем одно правительственное издание в Турции даже написало. После провала Варфоломея прикрыл тогдашний посол Госдепа по особым поручениям Сэм Браунбек, и тогдашний посол Британии в Турции Ричард Мур, а ныне глава МИ-6. Иначе Варфоломея бы посадили – он гражданин Турции", – уверен Руслан Калинчук.
Учитывая то, что американцы и англичане прикрыли Варфоломея от возможной реакции правоохранительных органов Турции, он не мог не дать томос украинским раскольникам и не может не поддерживать преследование Эстонской или Латвийской православной церкви, считает собеседник.
"Байден, кстати, после 2016 года еще в статусе вице-президента заявлял, что американцы помогли Варфоломею решить проблему в одной стране. Не факт, что не Турция имелась в виду. Поэтому есть такие проблемы и на Балканах. Если в Прибалтике, на Украине, в Молдавии американцы и британцы работают против русской церкви, то на Балканах против сербской. Потому что в отделившейся Черногории власть тоже поддерживает черногорских раскольников, которые требуют для себя в автокефалию, отделение", – поясняет православный миссионер.
У всех, кто против извращений, есть союзник – Россия
А как же быть прихожанам, что делать в таком беспрецедентном давлении на церковь со стороны светских властей?
"Для прихожан часто остается один вариант. Потому что если нет священноначалия, которое было бы стойким, которое было бы готово, несмотря на перспективу потерять какие-то свои доходы, влияние, еще что-то, откровенно сказать правду, выступить против власти, то в таком случае прихожанам остается только уповать на Господа Бога, хранить верность церкви, потому что верность церкви – это есть верность Христу. Мы знаем из 15-й главы Евангелия от Иоанна, Христос говорит о том, что меня гнали и вас гнать будут, и слуга не больше Господина Своего. Поэтому мы не сомневаемся, какая нам участь уготована миром и сильными мира сего, но мы не на них надеемся", – говорит Руслан Калинчук.
Во всем мире уничтожается христианская культура. И тот же Папа Римский Франциск в прошлом году заявил, что Европу уже нельзя назвать христианской. Учитывая все эти так называемые либеральные ценности и извращения, получается, что на сегодняшний день только Россия может откровенно заявить о том, что она последний оплот традиционной семьи, что она последний оплот христианских ценностей, добавляет собеседник.
"А на кого еще в современном мире можно надеяться православным, как только не на Россию? Да, есть православная Румыния, есть православная Греция, православная Болгария, но это, во-первых, карлики в мировой политике, а во-вторых, они все давно члены НАТО. И там то же самое проповедуется. Соответственно, есть православные в Эстонии, Латвии, Литве, но на кого еще им надеяться, кроме как не на Россию, не на русскую церковь?" – сказал Калинчук.
Собеседник подчеркивает, что сегодня Россия действительно обладает уникальным историческим шансом, "когда мы можем сказать о том, что мы сегодня – катехон".
"Есть такое удивительное выражение в апокалипсисе апостола Иоанна Богослова, где он говорит, что антихрист, не придет, пока есть удерживающий. То есть некоторая сила, которая мешает приходу антихриста в мире. И, например, святитель Иоанн Златоуст, размышляя над этими словами, писал, что такой удерживающий – это православная империя. И очевидно, что в современном в мире это только Россия. И опять-таки мы не должны стесняться, не должны бояться, и сказать откровенно, что мы сегодня и есть этот катехон. И что у каждого, кто сегодня против трансгуманизма, кто сегодня не хочет, чтобы из его детей воспитали извращенцев, каждый, кто сегодня протестует против всех этих извращений на Западе, есть союзник – это Россия", – заключает Руслан Калинчук.