РИГА, 26 окт — Sputnik. Как известно, правящие в стране политики провозгласили режим экономии и даже установили, что в госуправлении зарплаты в следующем году не могут быть повышены более чем на 2,6%. Вслед за этим появилась информация и о готовности высших должностных лиц даже заморозить повышение зарплат себе любимым. Впрочем, документального подтверждения этому пока нет, пишет газета "Сегодня".
Будут "страдать" за компанию?
Так или иначе, но политики решили "не страдать в одиночку" и обратили свой взор на топ-управленцев – на членов правлений и советов государственных и муниципальных предприятий. "А не пора ли им чуть-чуть "прижать хвост"?" – подумали правящие политики.
Ну а пока они думали, президент уже вышел в Сейм с конкретной законодательной инициативой – о замораживании сроком на 2 года зарплат членов правлений и советов государственных и муниципальных обществ капитала. Законопроект сейчас уже рассматривается во втором чтении и, видимо, в ноябре будет принят окончательно.
Однако когда этот документ поступил в Сейм, депутаты с удивлением узнали, что… он затрагивает лишь те предприятия, которые полностью принадлежат государству или самоуправлениям.
То есть повлиять на зарплаты руководителей компаний, в которых государство имеет контрольный пакет (решающее влияние) или в которых государство просто имеет часть акций, но не обладает контрольным пакетом, президентский законопроект никак не может.
Сразу же заметим, что бюро премьера недавно пообещало разработать юридически корректные поправки в закон с тем, чтобы все-таки государство могло заморозить зарплаты в компаниях, где у него (государства) все-таки есть контрольный пакет – например, airBaltic, Tet, LMT.
Депутаты очень удивились
Подождем, что же придумают юристы главы правительства, а пока депутаты комиссии Сейма по народному хозяйству смогли ознакомиться с подготовленными Госканцелярией таблицами зарплат членов правлений всех обществ капитала, в которых у государства есть свои доли.
"Взглянув на эти таблицы, мы испытали шок!" – признались депутаты Сейма. Мало того, что многие топ-управленцы получают фантастические (по латвийским и не только меркам!) оклады, так они еще умудряются подрабатывать в двух-трех местах.
"Приезжают один раз в месяц на заседание совета и за это получают 3-4 тысячи!" – сокрушался с трибуны Сейма депутат, напоминая, что членам парламента за такую же зарплату нужно работать каждый день. Например, законы принимать.
"Сладкая жизнь" в трех категориях
Если взять общества капитала со 100-процентным контролем государства (то есть госпредприятия), то они делятся на три категории – малые, средние и большие. И исходя из этого деления определяется количество членов советов и правлений и размер их должностных окладов.
В малых госпредприятиях членов правления только двое, а членов совета не может быть более 3. При этом зарплата председателя правления не может превышать 7685 евро до уплаты налогов, а председателя совета – 2305,4 до уплаты налогов.
На среднем госпредприятии членов правления не может быть более 3, а членов совета – не более 5. Зарплата председателя правления не может превышать 12 296 евро, а председателя совета – 3688, 8 евро.
На больших госпредприятиях правление может состоять максимум из 5 человек, а совет – из 10. Зарплата председателя правления не должна превышать 15 370, а председателя совета – 4611 евро.
Госканцелярия собрала и обобщила информацию в общей сложности о 69 обществах капитала, включая и те общества капитала, где государству принадлежит менее 100% акций. В целом, глядя на оклады этих должностных лиц, хочется воскликнуть: "Чтоб мы все так жили!"
Многостаночники
Обращает на себя внимание тот факт, что, к примеру, почти все члены правлений и советов крупных госпредприятий еще умудряются или занимать высокие штатные должности в упомянутом госпредприятии, или еще подрабатывать в других советах и правлениях, а кто-то еще успевает заниматься преподавательской деятельностью.
К примеру, один член правления госконцерна "Латвэнерго" задекларировал общий годовой доход, полученный в этой компании, в размере 182 242 евро, что означает, что в месяц "на руки" этот управленец получал 15 186 евро! То есть более чем в два раза больше, чем президент и премьер.
Председатель правления "Ригас силтумс", где государству принадлежат лишь доли капитала и где государство не имеет решающего влияния, в месяц получает 9092 евро, при этом еще и являясь членом совета компании Tet, где у государства есть контрольный пакет. За эту работу управленец получает еще 3000 евро. Итого – 12 тысяч евро!
Работоспособность отдельных многостаночников поражает: так, председатель совета Восточной больницы еще и является членом совета в другой госкомпании и еще работает членом правления в двух частных компаниях!
Финансовые проблемы вовсе не мешают жить припеваючи руководству компаний с государственным участием: к примеру, президент, председатель совета airBaltic зарабатывает в месяц чуть более 68 тысяч евро, а два члена правления – 31 и 29 тысяч соответственно.
Руководители госкомпании "Латвияс дзелзцельш", которая вынуждена уже третий год просить у государства дотацию, получают от 10 до 12 тысяч евро в месяц…
Неужели сократят советы?
Примечательно, что на этой неделе депутатам комиссии по публичным ревизиям и закупкам презентовали план оптимизации советов в государственных больницах. Так, предлагается вместо трех советов оставить только один, который и будет надзирать за работой, к примеру, трех университетских клиник – больницы им. Страдыня, Детской больницы и Восточной больницы.
Кроме того, в Сейме продолжается работа над поправками, которые ограничат возможность совмещения должностей, чтобы нельзя было "трудиться" одновременно в правлениях и советах госпредприятий, да еще и работать чиновником в министерствах. Совмещать нельзя будет более одной должности, и то лишь после оценки ситуации и соответствующего разрешения правительства.
То есть сейчас предпринимаются попытки уменьшить "кормушку". Впрочем, о реальном сокращении астрономических доходов госуправленцев говорить не приходится. Максимум – о замораживании на один-два года роста и без того сумасшедших зарплат. И то еще не факт.