Барклая-де-Толли вернуть меценату, Упитиса распилить: Рига расправилась с памятниками

Рижская дума 16 октября рассматривала вопрос о демонтаже нескольких памятников; вопрос о памятнике русским воинам на Луцавсале был снят с повестки - там есть захоронения солдат
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 17 окт — Sputnik. Рижская дума на заседании 16 октября одобрила демонтаж и перенос с Эспланады статуи полководца Михаила Барклая-де-Толли, демонтаж памятника Судрабу Эджу, а также демонтаж и распиливание надвое памятника писателю Андрею Упитсу, который позже установят "в раздвоенном виде" в другом месте Риги.

Барклай-де-Толли "привлекал российское посольство"

Памятник полководцу Барклаю-де-Толли был установлен на Эспланаде в 1913 году, а в 1915 году его демонтировали, оставив только постамент. В 2002 году по инициативе предпринимателя Евгения Гомберга на нем была установлена копия статуи.
Рижский Совет по памятникам был против сноса статуи, а Управление национального культурного наследия заявило, что не возражает против переноса памятника, так как "он не является охраняемым государством памятником культуры". В то же время он имеет культурную и историческую ценность, поэтому постамент рекомендовали не уничтожать.
Статую после демонтажа согласно ранее заключенному при установке памятника договору дарения планируется вернуть Евгению Гомбергу.
В ходе дебатов на заседании думы активно в защиту памятника выступали депутаты Русского союза Латвии, например, Инна Дьери назвала его демонтаж русофобией, глупостью и переписыванием истории. Она подчеркнула, что борьба с памятниками не сделает улицы Риги лучше и не принесет городу больше денег.
Представитель "Согласия" Константин Чекушин, выступая на заседании, отметил: "Постамент под памятник Барклаю-де-Толли - это история, которая пережила две мировых войны. Сам полководец - внук бургомистра Риги. Этот исторический персонаж заслуживает свое место в истории города. И не вице-мэрам, у которых на выборах количество вычеркиваний было больше, чем количество плюсов, рассказывать сказки про волю народа в этом вопросе".
После краски прольется кровь: кому мешает Барклай-де-Толли
Наталья Абола из "Честь служить Риге", выступая против сноса памятника, заявила на заседании думы: "Благодаря таким, как Ратниекс и Озола, на месте памятника Барклаю-де-Толли будет пустота, такая же, как на улицах Риги с убывающим населением и отсутствием туристов, в витринах ставших убыточными магазинов, в гостиницах и ресторанах, даже обладающих мишленовской звездой, которые закрываются из-за отсутствия клиентов".
В свою очередь, инициатор сноса - вице-мэр Эдвардс Ратниекс от Нацблока, защищая свою идею, объяснил, почему убрать памятник из городской среды "крайне необходимо": "Там иногда собираются представители российского посольства!" В доказательство он принес на заседание Рижской думы фотографию мероприятия двухлетней давности.
Голосование предсказуемо завершилось в пользу сноса памятника. Против голосовали депутаты от Русского союза Латвии и "Согласия", а также Наталья Абола из ЧСР.
Не последнюю роль в этом сыграло решение всей фракции "Прогрессивных" вынуть карточки для голосования - таким образом они фактически обеспечили кворум для принятия решения.

Памятник Упитису распилят

Также Рижская дума поддержала демонтаж и распиливание надвое памятника писателю Андрею Упитсу, а также демонтаж памятника Судрабу Эджу.
Памятник Упитису перевезут из парка Кронвальда на территорию Rīgas pieminekļu aģentūra на улице Вароню, где его распилят пополам вертикально. После этого будет выбрано место для повторной установки, но уже в раздвоенном виде: обе части памятника будут размещены на таком расстоянии друг от друга, чтобы между ними мог пройти человек.
Об этом сообщил автор идеи, скульптор и депутат Рижской думы Иварс Друлле ("Par").
Памятник латвийскому писателю, поэту Андрею Упитису
По замыслу Друлле, такие изменения символизируют двойственную природу жизни Упитиса, как положительную - в качестве писателя, так и отрицательную - как сотрудничавшего с советской властью.
Еще в марте 2023 года против сноса памятника выступило Объединение мемориальных музеев. В открытом письме авторы отмечали вклад Упитиса в развитие латышского языка и литературы, а также отсутствие конструктивной полемики по вопросу сноса памятника. Объективные и научно обоснованные исторические исследования уступили место политическим интерпретациям, говорилось в письме.
Авторы указывали, что Упитиса можно упрекать в том, что в июле 1940 года он вместе с другими членами делегации Народного Сейма отправился в Москву просить о приеме Латвии в состав СССР. Также критике может быть подвергнуто все, что Упитис сделал в журналистике и истории литературы с начала 1940-х годов до своей смерти в 1970 году, но нет никаких свидетельств, что, даже будучи в политической должности, он непосредственно руководил политическими репрессиями.
Памятник русским воинам на Луцавсале пока оставили в покое: там есть могилы солдат
В письме подчеркивают, что Упитис всегда был большим защитником латышского языка, является автором "Истории латышской литературы", его произведения до сих пор изучают в школах.
"От свидетельств советской эпохи можно отказаться, но в таком случае это будет все той же практикой переписывания истории", - говорилось в письме, под которым в том числе подписались политик Юрис Пуце, актер Гундарс Аболиньш и председатель Союза писателей Латвии Арно Юндзе.