РИГА, 15 окт — Sputnik. Без автомагистрали и высокоскоростного железнодорожного сообщения между странами Балтии и Польшей НАТО столкнется с проблемами, если альянсу придется защищать регион, пишут польские СМИ. Польша критикует страны Балтии за слишком медленную модернизацию Via Baltica, которая, по мнению поляков, будет стратегически важна для военной мобильности.
"Европа заканчивается на польско-литовской границе"
"Via Baltica: страны Балтии угрожают общей безопасности НАТО" - таков заголовок одной из польских газет, критикующей задержки с модернизацией автомагистрали Via Baltica, соединяющей Эстонию, Латвию, Литву и Польшу.
"Это стратегический проект, который позволит ускорить военные и гражданские перевозки в случае угрозы. Целью статьи было подбодрить наших друзей и союзников, чтобы мы все поняли, что перед лицом потенциальных угроз нам нужно быть сплоченнее, чем сейчас", - заявил журналист Богуслав Хработа.
Судя по состоянию балтийских дорог, Европа заканчивается на польско-литовской границе, признал посол Эстонии в Польше. По его словам, при въезде в Литву дороги становятся хуже, пробки увеличиваются, приходится ехать через поселки.
В конце сентября Польша завершила модернизацию своего участка Via Baltica, открыв объездную дорогу у Ломжи. Литва планирует завершить участок от Польши до Каунаса в следующем году. Однако конкретных дат, когда начнется реконструкция участка дороги в Латвию, нет.
"40-километровый участок мы построим за 2-3 года. Это будет зависеть от возможностей подрядчиков и, конечно же, от финансов", - заявил министр транспорта Литвы Мариус Скуодис.
Дорожная инфраструктура для военной мобильности проблематична, заявил министр обороны Литвы Лауринас Кащюнас. Однако самое главное, что участок Via Baltica до Каунаса будет завершен, добавил он. "Дороги, ведущие к нашим основным военным полигонам, являются наиболее важными в наших оборонных планах", - сказал Кащюнас.
Есть еще и порты
Министр не согласен с утверждениями Польши, что Via Baltica является главной артерией мобильности НАТО. "Маршруты подкрепления могут проходить через Клайпедский порт, через порты Латвии, через порты Эстонии", - сказал он.
Схожего мнения придерживается и майор в отставке Дарьюс Антанайтис, который считает, что более широкая Via Baltica не спасет страны в случае войны.
"В начале войны эти дороги были бы полны беженцев и военной техники, какой бы ширины они ни были. Поэтому у нас все же должна быть чуть более широкая картина, а не просто асфальтированная дорога", - отметил он.
По словам Антанайтиса, в случае введении военного положения есть основной путь и как минимум два альтернативных.
"Когда Финляндия и Швеция стали членами НАТО, это открыло для нас гораздо больше возможностей. Это морские порты, через которые может войти гораздо большее количество союзников", - сказал Антанайтис.
Польские СМИ также обращают внимание на задержку проекта Rail Baltica. Протяженность европейской железной дороги, которая соединит страны Балтии через Польшу с Западной Европой, составит почти 870 километров. Например, Литва обещает завершить свой 400-километровый участок к 2030 году.
Как отмечал Владимир Путин в интервью Такеру Карлсону, западные политики регулярно запугивают свое население мнимой российской угрозой, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем. Президент подробно объяснил, что Москва не собирается нападать на страны НАТО, в этом нет никакого смысла.