РИГА, 4 окт — Sputnik. Пересмотр ранее запланированного решения по звукоизоляционной стене для всего латвийского участка железнодорожной линии Rail Baltica позволил бы сократить на 600-700 миллионов евро смету на строительство, которая на текущий момент превышает 6,4 миллиарда евро.
Эрикс Дилевс, председатель правления Eiropas Dzelzceļa līnijas, которая занимается проектом Rail Baltica в Латвии, пояснил, что для оценки оптимизации затрат нанят иностранный консультант. Его задача – пересмотреть требования руководящих принципов проектирования. Также в сотрудничестве со строителями изыскиваются пути снижения затрат на строительство за счет изменения технических решений.
"Например, изменив только конструкцию эстакады в Рижском аэропорту, что также соответствует рекомендациям по проектированию, поскольку они не определяют один конкретный тип конструкции, мы уже сэкономили бы 11 миллионов", - сказал Дилевс.
Эта экономия относительно невелика по сравнению с суммами, которые можно было бы сэкономить, пересмотрев ранее выбранное решение для шумозащитной стены. Снизив допустимый уровень шума до уровня, запланированного для остальных стран Балтии, то есть до 55 децибел, можно было бы сократить прогнозируемые затраты на 450-500 миллионов евро на северном участке Rail Baltica, а при использовании оптимизированного решения на всем протяжении маршрута экономия может достичь 600-700 миллионов евро, сказал председатель правления EDZL.
Сейчас прогнозируемые затраты на первый этап Rail Baltica превышают 6,4 миллиарда евро, а выделенное финансирование военной мобильности CEF и Евросоюза, а также запланированное софинансирование из госбюджета составляют приблизительно 1,4 миллиарда евро. Почти 31% этих денег уже потрачено.
Кития Грушкевича, член правления RB Rail, признала, что поиск частного инвестора может продлиться еще несколько лет, поэтому параллельно с "лоббированием" выделения дополнительных средств в Брюсселе в 2027-2028 годах, деньги, необходимые для строительства линии, возможно, придется искать в госбюджете.
"Нужно договориться, что Минфин предоставит этот кредит – 300 миллионов – на строительство магистрали как минимум в 2027-2028 годах", - заявила она.
Андрис Кулбергс, депутат от оппозиционной партии "Объединенный список", председатель парламентской следственной комиссии и председатель правления EDZL, подчеркнул, что для дальнейшей реализации проекта потребуются деньги из госбюджета, например, для дальнейшего надзора за строительством и проектированием.
Между тем министр финансов Арвилс Ашераденс подчеркнул, что денег в госбюджете на строительство Rail Baltica в ближайшие годы нет. "Я не вижу там никаких денег в ближайшие четыре года. Никаких", - сказал он.
Правда, Минфин мог бы согласиться на перераспределение средств ЕС, что позволило бы направить дополнительное финансирование в размере примерно 400 миллионов евро на строительство основной линии Rail Baltica в сторону Эстонии.
Напомним, согласно данным новейшего анализа, общие затраты по проекту в странах Балтии могут составить 23,8 млрд евро, тогда как в 2017 году они оценивались в 5,8 млрд евро. До 2030 года весь проект Rail Baltica не будет реализован ни в одной из стран Балтии. Минсообщения Латвии и железнодорожная отрасль предлагают осуществлять проект поэтапно, в первую очередь руководствуясь объемом софинансирования, одобренного Еврокомиссией.
Генеральная прокуратура 3 июня начала проверку действий должностных лиц, ответственных за реализацию проекта Rail Baltica, которые без согласования взяли обязательства перед государственным бюджетом, заключая договоры о строительных работах в рамках проекта.