Бришкенс как "дребезжащий подшипник" в правительстве Силини: почему она его не увольняет?

Министр сообщения Каспарс Бришкенс из-за проблем с реализацией проекта Rail Baltica давно находится под перекрестным огнем, но попытки оппозиции отправить его в отставку не увенчались успехом
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 4 окт — Sputnik. Если у машины в моторе задребезжал подшипник, его нужно заменить, и как можно скорее. Чем дольше вы будете игнорировать это дребезжание, тем больше риск – несчастье с самыми катастрофическими последствиями может случиться в самый неподходящий момент. В правительстве Эвики Силини так "дребезжит" министр сообщения Каспарс Бришкенс. Таким же "дребезжащим подшипником" он стал и для партии "Прогрессивные", пишут латвийские СМИ.
Почему Эвика Силиня на днях заменила своего пресс-секретаря Алекса Золтнера на Эдиту Матусевичу? Об этом можно только догадываться. Но, видимо, и сама премьер почувствовала, что основы ее политической власти начинают шататься, и это заставляет выплескивать недовольство на тех, на ком это сделать можно относительно свободно.
Нет никаких сомнений в том, что Силиня была бы рада избавиться от министра сообщения в своем правительстве – хоть прямо сейчас, за завтраком. Но правила политической игры не дают. Для этого нужна политическая власть. Сила воли. Храбрость. Умение твердо, без предательской дрожи в голосе, сказать: "Спасибо за труды. До свидания. Желаю удачи". И при этом нужно четко представлять дальнейшие шаги, если выброшенный из правительства человек упрется рогом и воспользуется поддержкой своей партии.
Достичь политического соглашения о том, как тихо и мирно "укатить" Бришкенса куда-нибудь подальше с глаз, пока не удается, хотя работа над этим ведется. Именно эта неопределенность относительно дальнейших действий, если "прогрессивные" обидятся и пригрозят покинуть правительство, удерживает Силиню от резких шагов по вопросу Бришкенса. И все выжидают – ничего исключать нельзя.
Об относительной стабильности правительства косвенно свидетельствует и небольшая активность "составителей правительства кафе Старой Риги". В то же время растет напряженность между политическими силами по вопросу Rail Baltica. Это понятно – сейчас это самая главная политическая проблема, и на ее фоне всякий политический деятель может как заработать очки, так и потерять.
Нацблок хочет отправить Бришкенса в отставку
Отдельный вопрос: неужели сами "прогрессивные" не чувствуют и не понимают, что Бришкенс своим беспримерным "красноречием" уже раздражает почти всю политически активную общественность? Неужели они не понимают, что бормотание министра с заламыванием рук тянет вниз рейтинг всей их партии? Неужели им кажется, что упорная поддержка своих, несмотря ни на что, свидетельствует о какой-то внутренней силе и солидарности?
Так было бы, если бы Бришкенс твердо и непоколебимо отстаивал какую-то важную, принципиальную для партии идею, а не очень популярную в обществе мысль. Но так дела не обстоят, даже не близко. Люди критикуют Бришкенса не за его строгую, принципиальную позицию – это для кого-то было бы приемлемо. Его критикуют за то, что за год, прошедший с тех пор, как он занял пост министра сообщения, ситуация вокруг проекта Rail Baltica не прояснилась нисколько. Наоборот. С каждым днем ситуация становится все более хаотичной.
Создаются все новые и новые "тематические" и "оперативные" рабочие группы, которые занимаются тем, что Бришкенс умеет лучше всего, – пустой болтовней, ведь отсутствие ответственности стало наиболее яркой чертой "рабочих групп". Но они получают зарплату, о которой простые люди даже мечтать не могут. Такую, что вообще не следует раскрывать на публику.
Справедливости ради надо признать, что за последний месяц позиция Бришкенса по вопросу Rail Baltica стала более конкретной. Теперь он выступает за завершение реконструкции Рижского центрального вокзала и вокзала Рижского аэропорта и соединение их путями широкой колеи, а также строительство соединения от аэропорта (путями европейской колеи) с основной линией на юг (в сторону Литвы).
Однако против этого предложения решительно выступает министр финансов Арвилс Ашераденс, который принципиально заявил: в ближайшие четыре года на этот проект, помимо строительства основной трассы, не будет потрачено ни цента бюджетных денег. Только основная линия (то есть одна трасса через поля и леса в обход Риги) и ничего более.
Здесь следует отметить, что уже не имеет принципиального значения, удастся ли Бришкенсу внести в правительство предложение о продолжении проекта Rail Baltica, которое удовлетворит всех. В политике, как и в любой публичной профессии, где человек зависит от симпатий людей, нет пути назад, если заработал дурную славу. В лучшем случае – должность посла где-нибудь подальше.
Год правительству Силини: кабмин пытается решать проблемы, но создает новые
А теперь речь уже не просто о Бришкенсе. Речь о правительстве в целом. Недавнее решение парламентской фракции Союза зеленых и крестьян не поддерживать бюджет, если не будут удовлетворены требования муниципалитетов о предоставлении финансирования для выполнения возложенных функций, является симптомом того, что СЗК, находясь в оппозиции, чуть ли не в статусе "изгоев", оправился, пообтерся в коридорах власти и снова готов бороться за лучшее место за столом.
Да и "Единство", как подтвердил недавний съезд партии, не чувствует себя ни в чем виноватым.
Пока ни "Единство", ни СЗК не выказывают особой готовности что-то принципиально менять в нынешней политической комбинации. Они чувствуют себя относительно комфортно, поскольку под перекрестным огнем критики сейчас в основном находятся "Прогрессивные" и транспортная отрасль.
Тот факт, что в ближайшие месяцы нужно принять госбюджет скорее укрепляет, чем подрывает стабильность правительства Силини. В политической мифологии Латвии слово "ответственная политика" ценилось очень высоко. В прошлом за вывеской "ответственности" предпринимались болезненные и изнурительные шаги для страны как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Например, "внутренняя девальвация" Валдиса Домбровскиса / Илмарса Римшевичса (вероятно, вызванная личными интересами) с пресловутой "консолидацией бюджета", ценой которой стала эмиграция не менее 100 000 человек, большинство из которых остались за границей вместе с родившимися там детьми.
Несмотря на серьезные последствия этой политики, значительная часть латвийского общества по-прежнему считает ее "правильной" и "ответственной". В кавычках, потому что в конкретном случае невозможно воспринимать эти слова по их смыслу. В то же время "ответственная политика" по-прежнему является чрезвычайно сильным брендом в латвийской политической системе. Все хотят быть "ответственными" и боятся, что их назовут "популистами".
Так что на этой платформе "ответственности" падение правительству Силини не грозит, по крайней мере не в ближайшее время, хотя структура уже шатается. Будущее ее правительства теперь зависит исключительно от самой Силини. Либо она остановит это шатание, крепко взяв бразды правления в свои руки, либо, как говорится, процесс продолжится. С закономерным исходом.