Контрабандисты своей жаждой наживы могут спровоцировать не просто военный конфликт, а даже третью мировую войну. Ими придуман и уже опробован на практике инновационный способ доставки нелегальных сигарет на территорию Евросоюза. Это метеорологические шары с достаточно мощной грузоподъемностью, которые используют как дешевое транспортное средство, пишет колумнист Александр Липовец на сайте Sputnik Литва.
"Экономический стимул для этого бизнеса огромен, спрос очень высок как в Литве, так и в остальной части Европейского союза. Они достаточно динамичны, чтобы увидеть, что один способ переправки замедляется. Они инновационны, чтобы изменить свой modus operandi (способ действия)", — цитируют литовские СМИ главу Национальной ассоциации производителей табака Арнаса Невераускаса.
Только за сентябрь с территории Беларуси в Литву прилетело более 250 таких шаров с контейнерами сигарет. А один из них приземлился на территории Вильнюсского международного аэропорта. По счастливой случайности удалось избежать трагедии столкновения с самолетом.
"Проблема не только в контрабанде или, возможно, в другом, более опасном грузе, который мог быть там размещен. Но проблема заключается и в безопасности нашей гражданской авиации, потому что ветер может занести эти объекты и в зону полетов. <…> И тогда я даже не хочу прогнозировать, что может произойти, если самолет заденет такой объект", — заявил президент Литвы Гитанас Науседа.
А ведь авиакатастрофа гражданского или военного самолета НАТО может стать casus belli, за которым последуют ответные действия, которые могут перерасти в глобальный конфликт. А это уже более чем серьезно. И все из-за того, что сигареты в ЕС в два-три раза дороже, чем в Беларуси.
А тут еще министр обороны Литвы Лауринас Касчюнас решил подлить масла в огонь. Он заявил, что его подчиненные не могут отслеживать пересечение границы метеозондами, но и как их сбить — он не знает. Поэтому чиновник решил перекинуть эту "головную боль" на МВД. Он потребовал наделить пограничников полномочиями поражать эти воздушные шары штатным стрелковым оружием, которым надо снабдить отряды погранохраны. Инициативу министра обороны поддержала глава внутриполитического ведомства Агне Билотайте, в чьем подчинении находится Служба охраны государственной границы Литвы.
"Наш месседж вполне четок — мы выступим с правовым актом, поправкой к закону, которая позволит нашим сотрудникам уничтожать такие объекты", — сказала Билотайте.
А теперь давайте представим, что начнется в приграничной зоне, когда патрули откроют стрельбу "на поражение" по воздушным шарам, которые будут находиться на высоте нескольких десятков метров. Пули могут полететь не только в сторону жилых домов у рубежей республики и ранить или даже убить кого-либо из литовцев, но и в сторону Беларуси. А это попахивает военным конфликтом. Задумывались ли об этом министры обороны и внутренних дел Литвы? Их пыл попытался охладить глава государства.
"Одни не видят, у других нет оружия, у третьих есть оружие, но они не видят — знаете, это выглядит несерьезно, и это не то, что они должны обсуждать сейчас на публике. Они могут сделать это гораздо проще, а потом публично объявить, что они решили и как собираются решать эту проблему", — сказал Науседа.
Пока руководство государства размышляет, как бороться с контрабандистами, о масштабах потока нелегальных сигарет поведал Невераускас.
"Сколько еще не было обнаружено. Предположим, что каждый воздушный шар перевозил тысячу пачек сигарет. Это значит, что у нас летает 250 тыс. пачек. <...> Добавим сюда дроны, грузовики, железные дороги", — рассуждает он.
А экономисты объясняют, что по мере повышения акцизов в Литве растет стимул к контрабанде и курению нелегальных сигарет. Кстати, очередное их увеличение запланировано с 1 января 2025 года. А стоимость табачных изделий сегодня уже на треть выше, чем в той же соседней Польше, где литовские курильщики затариваются сигаретами во время продуктовых шоп-туров. Контрабанда является экономически привлекательным видом деятельности, поэтому те, кто ею занимается, всегда найдут новый, инновационный метод перепрыгнуть пограничные кордоны.
А вот автору колонки интересно, если бы в Литве сигареты стоили как в Беларуси, то прекратилась бы их контрабандная доставка через границы ЕС?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.