Как же хотелось "надуть" Европу: Rail Baltica не поможет обустроить центр Риги

Рижский Центральный железнодорожный вокзал находится в обветшавшем центре Риги. Rail Baltica можно считать отчаянной и, вероятно, уже неудавшейся попыткой найти деньги, с помощью которых можно было бы привести в порядок хотя бы часть центра Риги, пишут латвийские СМИ
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 24 сен — Sputnik. Если бы эти намерения увенчались успехом, можно было бы надеяться, что в будущем деньги притянут еще больше денег. Но теперь – все! Теперь латвийское правительство под руководством Эвики Силини соревнуется с Андрисом Кулбергом, активистом оппозиционной партии "Объединенный список" – кто более убедительно пообещает властям в Брюсселе, что вот теперь-то Латвия начнет строительство главной линии Rail Baltica.
То есть будут практически безвозвратно испорчены сотни и даже тысячи квадратных километров латвийской земли, если учитывать не только саму трассу, но и площадь разделенных владений и административных территорий. И за эти потери Латвия получит лишь похвалу со стороны политиков и госслужащих в Брюсселе, когда они отчитаются об успешном освоении денег на расширение транспортных коридоров ЕС. И это все – на окраине Европы, где нет ни людей, ни товаров, которые можно было бы перевозить по этой железной дороге.

Как же хотелось "надуть" Европу!

Так называемая основная трасса Rail Baltica похожа на топор, из которого один хитрец сварил очень вкусный суп. Обещали ведь сварить суп почти даром, ведь не будем же считать такие мелочи, как брошенный в кастрюлю кусок мяса, картошку, пару ложек сметаны и так далее. Нечто подобное пришло в голову и странам Балтии. Они взялись построить никому не нужную железнодорожную трассу с условием или надеждой, что за это Евросоюз оплатит более необходимые строительные работы этих стран, так или иначе связанные с железной дорогой.
Литве нужна была новая железнодорожная линия от Каунаса до Вильнюса и хотя бы начало строительства железнодорожной линии до портовой Клайпеды. С эстонцами неясно – может, они хотели проложить морской тоннель до Хельсинки или восстановить железнодорожное сообщение с Пярну. Латвия же хотела проложить рельсы между центром Риги и аэропортом. Участок небольшой, зато – с надеждой перестроить территорию вокруг путей. А потом уже в голову пришла еще одна мысль – а неплохо было бы построить станции во всех шестнадцати лесах, через которые проходит Rail Baltica, а возле каждого еще воздвигнуть хотя бы небольшой городок и/или заводик. Кулбергс прав: в какой-то момент все эти планы действительно слишком оторвались от первоначальной идеи и названия.
Однако "расширители" Rail Baltica заслуживают оправдания. Железнодорожная линия между Таллином и Каунасом, где к существующим путям колеи прибавят новую колею шириной в 1435 мм, сама по себе так же непригодна, как и суп, если его действительно варить только из топора. Суп хорош ровно настолько, насколько других продуктов туда удастся положить. Если добавленных продуктов достаточно, есть и смысл варить суп или строить рельсы. В принципе, вокруг этих путей можно было бы построить много всего, чтобы имело смысл все эти новые постройки соединить. Затраты на эти сооружения не на проценты, а на порядок или даже два превышают все, что Латвия и обе ее соседки могут себе позволить инвестировать в проект.

Кармические связи Rail Baltica и airBaltic

Планы Латвии по расширению Rail Baltica были продиктованы двумя факторами.
Прежде всего, одержимость политического класса национальной авиакомпанией airBaltic как полисом страхования жизни представителей этого класса. Авиакомпания должна быть настолько "мощной", чтобы в случае военных действий все высшие чиновники и другие более состоятельные люди с членами своих семей, собаками/кошками и ближайшей прислугой успели сесть в самолеты и добраться до выбранного места, где у них есть какое-то имущество, связи или другие причины, по которым ему выгоднее добраться туда, а не куда-либо еще.
Проект Rail Baltica появился как непревзойденная возможность добраться из центра Риги до самолетов airBaltic, то есть по рельсам, где плебеи не смогут на своих машинах блокировать движение, к тому же очередное благоустройство Рижского аэропорта облегчит доступ к самолетам, а загрузка багажа в самолеты пройдет еще быстрее и удобнее.
Во-вторых, неспособность и нежелание политического класса направить имеющиеся у государства ресурсы на такие долгосрочные капиталовложения, как плановый капитальный ремонт зданий, подземных коммуникаций и других элементов, который необходим для сохранения центра Риги. Деньги выделяются на косметический ремонт в надежде, что здания, построенные сотни лет назад и пережившие две мировые войны, простоят еще, может, несколько лет, а может быть, и несколько десятилетий, если им перекрасить фасад. Лишь несколько зданий, перешедших в собственность Сейма или Банка Латвии, были полностью отремонтированы. Но расположенный неподалеку Рижский музей истории и судоходства грозит рухнуть, унося с собой и Домский собор. Было бы чересчур включить укрепление фундамента Домского собора в бюджет строительства Rail Baltica, но хоть какие-то работы в районе Старой Риги дали бы возможность эти работы продолжить в самой Старой Риге. Перенаправление Rail Baltica в объезд Риги означало бы бросить центр города на деградацию и развал в недалеком будущем.

Отсутствие денег и ума идут рука об руку

Рижский Центральный железнодорожный вокзал – типичный объект центра Риги – ветхий, малофункциональный, есть риск, что его медленное разрушение может перерасти в быстрое обрушение. Например, вчера, 23 сентября, обнаружилось, что с места сдвинулись ступени, ведущие в сторону улицы Эмилии Беньяминь (до недавнего времени – ул. Гоголя) – строители пытались их скрепить строительной пеной. Как могла прийти в голову мысль о том, что пена выдержит нагрузку там, где по ней ежедневно проходят тысячи людей? Тут возможно несколько ответов, только все они навевают ужас. Ведь получается, что у управляющих зданием людей нет мозгов или нет денег. Или нет ни мозгов, ни денег.
По соседству с "поплывшими" ступенями устроена остановка общественного транспорта, где перед глазами людей встают полурассыпающиеся железобетонные опоры эстакады железнодорожного пути. Выглядят они так, будто вот-вот рухнут под любым из следующих поездов. Отрадно, что Латвия практически лишилась железнодорожных грузоперевозок и тяжелые поезда на этом путепроводе, скорее, стали исключением. Им пользуются пассажирские поезда, поэтому предположим, что построенные в советское время для движения товарных составов опоры какое-то время еще продержатся.

Описания Рижского вокзала отпугивают

Даже если Латвия не попадет в мировые СМИ с новостями о том, что тут в мирное время обрушился железнодорожный вокзал, унеся человеческие жизни, в мире уже циркулируют такие описания Рижского вокзала, которые вполне справедливо отпугивают и от вокзала, и от Риги. И статьи об этих описаниях нужно было бы публиковать в местных СМИ ежедневно, чтобы главы вокзала, города и страны, наконец, поняли, до чего они довели Ригу.
Расскажем, что увидел и написал человек, путешествовавший по маршруту Таллин – Рига – Вильнюс. Этот маршрут позволил сравнить железнодорожные вокзалы в столицах трех стран, и Рижский вокзал среди них выделился тем, что "похож на отделение торгового центра": "Как и в Таллине, главный вокзал в Риге – не историческое здание, а очередной представитель советского модерна, только выдающихся размеров. После завершения строительства ТЦ Origo сам вокзал, скорее, стал отделением ТЦ. Вместо залов ожидания – магазины и бистро, вместо удобных проходов к перронам – темные и обшарпанные коридоры без лифтов и удобств для людей с ограниченными возможностями. Вокзала как места для комфортного ожидания поезда в Риге просто нет, потому что свой поезд приходится ждать либо в кафе, либо в ресторане быстрого питания, либо прогуливаясь по отделениям торгового центра. Перроны также не производят приятного впечатления, они больше похожи на то, что было в 90-х, а не на современную железнодорожную инфраструктуру. Привокзальная площадь не изменилась со времен постройки Origo, и сегодня это популярное место сбора различных асоциальных компаний. Инфраструктура вокруг станции также оставляет желать лучшего".

Осталось надеяться на чудо

Rail Baltica считалась панацеей, чтобы "вылечить" все описанные здесь недостатки и в дальнейшем добиться, чтобы хотя бы часть центра Риги соответствовала уровню центра столицы европейской страны. Да, это было бы чудо, если бы Силиня осмелилась объявить о приостановке строительных работ Rail Baltica, пока не будут предоставлены гарантии Еврокомиссии о том, что ЕС выделит деньги на реализацию проектов, необходимых Латвии в обмен на получение латвийской земли под проект ЕС; и если бы министр иностранных дел Байба Браже в перерывах между резкими словами в адрес России и добрыми словами в адрес Украины позаботилась, чтобы и Литва с Эстонией объявили бойкот проекта ЕС, который странам Балтии в его нынешнем виде совершенно не нужен.