РИГА, 19 сен — Sputnik. С одной стороны, хорошо, что минимальная зарплата вырастет и правительство думает над решениями по снижению налоговой нагрузки на рабочую силу, но, с другой стороны, нельзя сказать, что выбраны оптимальные решения, которые действительно принесут неоспоримую пользу всем работникам, улучшат ситуацию на рынке труда и помогут экспортным отраслям повысить конкурентоспособность, считает Эвита Осите, директор департамента управления персоналом АО Olpha (ранее Olainfarm).
Минфин со следующего года планирует повысить ставку подоходного налога с населения, постепенно повышать необлагаемый налогом минимум, повысить минимальную зарплату и перераспределить средства между 1-м и 2-м пенсионными фондами. В теории это звучит позитивно, не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. По сути, предложенная реформа налога на рабочую силу – это палка с двумя обгоревшими концами, и в конечном итоге может болезненно повлиять как на работников, так и на пенсионеров, а также привести к снижению конкурентоспособности латвийских предприятий, считает Осите.
Положительное влияние на рынок труда минимально
Можно приветствовать факт, что внимание государства обращено на людей с самой низкой заработной платой, поскольку увеличение необлагаемого налогом минимума действительно является позитивным шагом со стороны разработчиков финансовой политики. Понятно, что постепенное повышение минимальной зарплаты в Латвии необходимо. Но при этом возникает вопрос: действительно ли эти изменения поспособствуют сокращению неравенства, улучшат внутреннюю мобильность работников, будут способствовать возвращению долговременных безработных на рынок труда, а также сокращению теневой экономики, которая в Латвии все еще искажает как внутреннюю конкуренцию, так и рынок труда и привлечение сотрудников.
С одной стороны, повышение минимальной зарплаты увеличивает доходы домохозяйств в низкооплачиваемых профессиях и теоретически может мотивировать некоторых выйти на рынок труда. Однако вряд ли эти изменения на практике вернут на рынок труда долговременно безработных. Например, у нас в Olpha никто не получает минимальную зарплату, и мы регулярно планируем ее изменения.
Самой большой проблемой, с которой мы сейчас сталкиваемся при найме рабочей силы, например, на менее квалифицированные должности, является ограниченное количество доступных работников в регионе и низкая мобильность рабочей силы. Чтобы решить эту проблему хотя бы частично, мы обеспечиваем сотрудников транспортом из/в Ригу, а также на территории Олайне, покрываем расходы на общественный транспорт для сотрудников, которые живут за пределами Риги и Олайне. С точки зрения работников, безусловно, решение поднять необлагаемый налогом минимум, позитивно.
Но с другой стороны, предпринимателям придется компенсировать эти растущие издержки. Соответственно, рост цен на товары и услуги в некоторых секторах может продолжиться, и это, в свою очередь, ощутят все.
Будет "наказывать" высококвалифицированных
Говоря о финансовом бремени, нельзя упускать из виду изменения ставки подоходного налога, которая коснется высокооплачиваемых работников. Например, рынок труда в фармацевтике является международным. Мы конкурируем с рынками развитых западных стран за высококвалифицированных специалистов. Конкуренция высока даже на внутреннем рынке в высококвалифицированных и дефицитных профессиях, а предприятия обеспечивают зарплату, значительно выше средней по Латвии. В целом зарплата в фармацевтической отрасли уже выше средней. Но при изменении ставки подоходного налога у большого количества сотрудников Olpha снизится зарплата "на руках". Значит, расходы работодателя на этих специалистов значительно увеличатся.
Также трудно увидеть положительное влияние и эффект в планируемом переводе 1% взносов со 2-го пенсионного уровня на 1-й уровень. В принципе, государство таким способом снижает индивидуальную ответственность за будущую пенсию для каждого работающего человека. Именно с взносами 2-го пенсионного уровня каждый работающий человек может лучше всего реализовать собственные возможности по увеличению пенсионного капитала, выбрав управляющего фондом и инвестиционные планы.
Так что же изменится в следующем году? Как показывает мой предыдущий опыт, в прошлый раз, когда был введен новый порядок расчета подоходного налога, обеспеченность кадрами это не улучшило, и, как принято в нашей стране, вся нагрузка легла на плечи предпринимателей – как по затратам, так и по дополнительному административному бремени, которое неизбежно возникает при проведении любых подобных реформ. В нашем случае – а мы делаем огромные инвестиции в расширение работы на западных рынках, эти изменения, скорее всего, потребуют пересмотра расходов по другим позициям, чтобы сохранить зарплаты хотя бы на нынешнем уровне и увеличить в соответствии с ростом стоимости жизни в Латвии.