РИГА, 11 сен — Sputnik. В субботу, 7 сентября границу Латвии перелетел беспилотник и упал в Гайгалавской волости Резекненского края. После падения боеголовка, которая изначально не взорвалась, была деактивирована.
Дрон прибыл из воздушного пространства Беларуси, заявил командующий латвийской армией Леонид Калниньш.
"Была предоставлена обширная информация от иностранных партнеров по НАТО, и с учетом анализа полученной информации национальные силы обороны пришли к выводу, что летательный аппарат не был намеренно нацелен на Латвию", - заявил Калниньш на пресс-конференции, добавив, что "открытой эскалации не отмечено".
Как рассказал министр обороны Андрис Спрудс, Латвия заметила беспилотник ночью еще на белорусской стороне и зафиксировала его прилет в Латвию. Национальные вооруженные силы (НВС) следили за ситуацией, но не приняли решения ни сбить беспилотник, ни поднять в воздух дежурившие в Латвии истребители НАТО.
Почему же потенциально опасный беспилотник не был сбит?
По словам Спрудса, что низколетящим и небольшим объектам невозможно сразу определить, что это за беспилотник. Вооруженные силы в данном случае следовали процедурам, которым министр доверяет, и полагались на то, что эти процедуры будут соблюдены. Было решено, что именно этот способ реагирования является наиболее безопасным.
По мнению руководства НВС, появление беспилотника не следует рассматривать как открытую военную эскалацию против Латвии.
Директор Центра геополитических исследований Марис Анджанс отмечает, что ошибки в общении с общественностью следовали одна за другой, начиная с того, что о падении беспилотника жители были проинформированы поздно - только через два дня.
"Общение было очень неудачным, так какие же цели "не враждебные", если вооруженный беспилотник прилетает из России?", - говорит Анджанс.
По его словам, неспособность чиновников внятно объяснить, почему этот дрон не был сбит и почему ему разрешили пролететь так далеко на территорию страны, порождает обоснованные опасения по поводу оборонной системы Латвии и ее возможностей реагирования.
"Удалось усилить это чувство незащищенности, потому что, как люди могут чувствовать себя в безопасности, если над населенными пунктами пролетает объект весом в несколько сотен килограммов, снаряженный взрывчаткой? Логически это создает диссонанс: с одной стороны, министерство обороны показывает очередной обнаруженный объект в красивых роликах, солдаты принимают присягу, а теперь выясняется, что реальность другая", - отмечает Анджанс.
С этим согласен и директор Центра передового опыта стратегических коммуникаций НАТО Янис Сартс. По его словам, Вооруженным силам следовало бы более четко изложить, почему было принято решение не сбивать дрон, потому что на данный момент значительная часть общества убеждена, что жертв не было по чистой случайности.
Раскритиковали поведение властей и в Латгалии.
Комиссии по гражданской обороне самоуправлении Латгалии до сих пор не получили от Министерства обороны официальную информацию о прилете в Резекненский край беспилотника, заявил мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш.
По его словам, информация была необходима как обществу в целом, так и самоуправлениям, руководители которых преимущественно и возглавляют комиссии по гражданской защите. Самоуправления хотели бы понять, необходимо ли предпринимать какие-либо меры в связи с произошедшим, а также получить рекомендации Минобороны по взаимодействию с жителями.
Мэр Даугавпилса с иронией отметил, что руководителям самоуправлений пришлось читать заголовки новостей и смотреть пресс-конференции Министерства обороны, чтобы узнать, что происходит.
"Вот это трагедия, которая указывает на неспособность взять на себя управление кризисом и кризисной коммуникацией", — заявил политик.