РИГА, 3 сен — Sputnik. Критика предложенного Минфином варианта налоговых изменений, высказанная социальными партнерами правительства, закономерна, заявил бывший министр финансов, ныне глава бюджетно-финансовой комиссии Сейма Янис Рейрс ("Новое Единство"). Но не стоит предложение сразу списывать со счетов, потому что это совместное детище рабочей группы — вариант, о котором можно сказать "если все немного недовольны, то реформа хорошая", пояснил политик. Профсоюзы же смотрят на ситуацию иначе.
"Я хотел бы отметить, что это — только вариант проекта реформы. Министерство финансов рассчитывает каждый налог, и есть очень много разных расчетов "в ящике". Это был один из вариантов реформы, работа еще продолжается. Конечно, бюджет 15 октября нужно подать в Сейм, и я думаю, что до этого времени высветится то, что будет в налоговой реформе", — считает Рейрс.
Поясняя, в чем принципиальное отличие интересов государства и предпринимателей, Рейрс указал: "Здесь дело в более высокой ставке подоходного налога с населения (ПНН), которая предлагается. Мы в предыдущем созыве Сейма пытались изжить такое понятие, как "Латвия — страна дешевой рабочей силы". И сейчас, наверное, к этому немного возвращаемся. Для нас важно определить средний слой, и для нас это группа трудящихся, которая получает более низкую зарплату, чем в других странах Евросоюза. Особенно в так называемых старых странах Евросоюза. И дополнительный налог для этой категории вводить было бы неправильно.
Эти различия в интересах (касательно ПНН) существуют прежде всего между работодателем и работником. И конечно же, предлагался и компромиссный вариант — повысить налог на добавленную стоимость (НДС) до 22%".
На повышении ставки НДС настаивают работодатели, а при соблюдении определенных условий не будут против даже профсоюзы.
Глава Союза свободных профсоюзов Эгил Балдзенс сказал, что некий компромиссный вариант всегда будет.
"Компромиссы должны быть такие, чтобы более или менее все стороны были довольны, и еще была основа для экономического роста. У нас предлагается двухлетняя налоговая реформа. В первый год из тех средств, которые положены на социальные гарантии, у работников изымается 250 миллионов (речь о снижении отчислений во второй пенсионный уровень с 6% до 4%. — ред.), и лишь 50-60 миллионов возвращается обратно. Эта сторона остается у нас в минусе. А определенная часть, где-то 100 млн евро, переходит к работодателям как взносы соцстрахования, которые у них уменьшаются. Нас, конечно, такое не удовлетворяет, поэтому мы и говорим, что этот вопрос очень серьезный".
Кроме того, по словам Балдзенса, профсоюзы интересуют определенные рамки, в которых такое перераспределение пенсионных накоплений будет происходить. Например, связано ли это с выполнением правительством забастовочных требований педагогов.
"Чтобы выполнить если не все, то определенную часть из тех повышений зарплат. Тогда — да. Но этого же нет! Там не взяты даже те обязательства, которые с точки зрения профсоюза надо выполнять. Если нет средств — то надо говорить с лидером профсоюза педагогов Ингой Ванагой. Договориться министерству: что возможно, что невозможно. Но не просто сказать, что будет 0% или 2,6% там, где запланировано 8,4% роста зарплат", - сказал Балдзенс.
Напомним, план Минфина предусматривал введение с 2026 года четырех ставок подоходного налога (IIN). Одновременно с 2026 года предлагалось ввести фиксированный необлагаемый минимум подоходного налога (IIN), отказавшись от дифференцированного необлагаемого минимума.
Также предусматривалось сокращение со следующего года доли обязательных взносов государственного социального страхования (VSAOI), направляемых на второй пенсионный уровень, с текущих 6 до 4%. Одновременно предусматривалось снизить ставку VSAOI для работодателя на 1% — с текущих 23,59 до 22,59% с 2025 года. Ставка взносов работника останется 10,5%.
Однако такие инициативы вызвали недовольство предпринимательских организаций, и проект налоговых изменений отправлен на дальнейшее обсуждение.