РИГА, 27 авг — Sputnik. Имя 30-летнего латвийского режиссера Гинтса Зилбалодиса уже хорошо известно в мире анимации: он делает мультфильмы с 14 лет и много раз посылал свои работы на международные кинофестивали.
По-настоящему он прославился в 2019-м, когда его первая полнометражная картина "Прочь" (Projām) стала триумфатором на кинофестивале в Анси — главном конкурсе для аниматоров всего мира, своего рода анимационном "Оскаре". Всего фильм побывал на 90 фестивалях и получил 13 наград, круто изменив судьбу Зилбалодиса.
На этой неделе в латвийский прокат выходит новый фильм Зилбалодиса — "Поток" (Straume), который в этом году представлял Латвию на Каннском кинофестивале. Рецензии в прессе были исключительно хвалебными, а многие критики назвали "Поток" в числе лучших лент Каннского кинофестиваля. Восхитился ей и оскароносный режиссер Гильермо дель Торо.
После Канн лента Зилбалодиса отправилась на фестиваль анимационного кино в Анси, где она получила сразу четыре приза — больше, чем какой-либо другой фильм.
"Поток" — это история про всемирный потоп: все люди куда-то исчезают, остаются только животные, которые пытаются спастись. В одной лодке оказываются кот, пес, лемур, капибара и птица-секретарь. Они плывут по морям, рекам и затопленным городам, пытаясь при этом ужиться вместе, хотя в природе они если не враги, то уж точно и не друзья.
"Наши животные выглядят абсолютно натурально и ведут себя так, как они делают это в природе. Они не ходят на задних лапках, не ведут себя, как герои диснеевских мультиков или как люди, которые прикидываются животными.
Нам пришлось изучить язык их тела, что заняло достаточно много времени. Работая над фильмом, мы пересмотрели бесчисленное количество видеороликов с кошками, собаками и другими зверями, чтобы добиться эффекта достоверности, чтобы зритель поверил в то, что это настоящие животные.
Этот реализм был важен еще и потому, что, на мой взгляд, зрители в кино больше сопереживают животным, чем людям. Когда в фильме обижают собаку, это находит у нас очень глубокий отклик. Потому что люди воспринимают животных как неких невинных существ", — рассказывает режиссер.
Сложнее всего, по его словам, было изобразить воду, среди которой происходит действие фильма.
"Изобразить воду в 3D-анимации — это вообще одна из самых сложных задач. У каждой сцены абсолютно другая система, для каждой нужно придумать свой подход. И в физике тут надо хорошо разбираться.
Ну а творчески самой сложной была сама история. У нас ведь нет диалогов, и нужно было сделать так, чтобы при помощи одних только визуальных средств рассказать, что происходит между героями. Чтобы были яркие характеры и зритель смог им сопереживать. А еще мне хотелось, чтобы у нас в фильме не было отрицательных персонажей. Единственный персонаж, от которого исходит зло, — это природа, ее капризы", — объяснил он.
Почему героем фильма стал именно кот?
"Во-первых, в фильме происходит потоп, а все знают, что коты очень не любят воду. Так что нашему коту нужно было преодолеть свой страх воды, и это было одним из двигателей сюжета.
Во-вторых, я себя во многом ассоциирую с этим котом. В начале фильма он независимый индивидуалист, одиночка, но по ходу действия ему приходится учиться взаимодействовать с другими персонажами. Так произошло и со мной: все свои предыдущие фильмы я делал в одиночку, а на на этом фильме мне пришлось работать в команде", — говорит Зилбалодис.
Работа над фильмом заняла более пяти лет, и в команде в разное время было до 50 человек.
"Самый интенсивный период, когда над фильмом трудилось больше всего народу, — это последние восемь месяцев. Тогда у нас параллельно работали 20 аниматоров, много 3D-графиков, осветителей. Но все равно, если сравнивать с другими анимационными фильмами, наша команда была совсем небольшой. На голливудских фильмах работают до тысячи человек", — рассказывает режиссер.
При этом голливудским аниматорам он не завидует.
"Мне кажется, что такой фильм в Голливуде сделать было бы невозможно. Они там вообще не делают оригинальных фильмов, только какие-то адаптации или продолжения… А вот в Европе, в Латвии есть возможность делать такие фильмы, создавать что-то интересное, оригинальное. Так что пока в моих планах — продолжать работать в Латвии и, возможно, сотрудничать с французскими профессионалами, как это было на фильме "Поток". А готовый фильм можно потом и в Голливуде показать, и где угодно по всему миру".