РИГА, 23 авг — Sputnik. Состоялись ежегодные переговоры Латвийского союза самоуправлений (ЛСС) и Минфина, на которых обсуждались бюджет будущего года и бюджетные рамки на 2025-2027 годы. Переговоры вели председатель ЛСС Гинтс Каминскис и министр финансов Арвилс Ашераденс.
ЛСС обратил внимание министра на крайне напряженную ситуацию в бюджетах самоуправлений этого года - фактически они находятся в финансовом кризисе.
Из года в год число самоуправлений с низкими доходами растет. Если в 2022 году дополнительную государственную дотацию получали шесть муниципалитетов, то в этом году таких уже девятнадцать.
Каминскис подчеркнул, что принятые в Кабинете министров и Сейме решения вызвали у самоуправлений значительные обязательные расходы, однако для них не было предусмотрено финансирование, поэтому самоуправления должны были изыскивать эти средства в своих бюджетах.
По данным ЛСС, за последние два года из-за новых принятых государством решений обязательные расходы самоуправлений выросли почти на 200 млн евро, резервы исчерпаны, а заимствования перестали быть решением в долгосрочной перспективе.
Уже в этом году в 40% самоуправлений прирост новых доходов меньше, чем было запланировано в бюджете, только по тем позициям, по которым размер расходов определяется принятыми правительством или Сеймом решениями.
Уменьшенная пропорция подоходного налога с населения (ПНН) для самоуправлений ухудшила ситуацию. Более чем в 70% самоуправлений в 2024 году по сравнению с 2023 годом роста доходов было недостаточно для покрытия роста расходов только в части так называемых обязательных расходов.
Наибольший рост расходов в 2023 году и 2024 году (план) наблюдается по зарплатам дошкольных педагогов и других педагогов - расходы на эту позицию выросли более чем на 80 млн евро.
Увеличение минимальной месячной заработной платы обошлось самоуправлениям более чем в 60 млн евро, расходы на жилищное пособие выросли более чем на 10 млн евро, а расходы на новые автономные функции в этом году составят приблизительно 10 млн евро. Существенно выросли расходы самоуправлений на процентные платежи и плату за обслуживание по займам, то есть более чем на 50 млн евро.
Поэтому, по мнению ЛСС, незамедлительно требуется ясность о планируемых изменениях в налоговой политике, в том числе в политике ПНН и налога на недвижимость, и их возможном фискальном влиянии на бюджет самоуправлений.