РИГА, 22 авг — Sputnik. Новость о том, что литовская оперная певица Асмик Григорян и пианист Лукас Генюшас в декабре выступят в США с произведениями Чайковского и Рахманинова на русском языке, вызвала бурные дискуссии в социальных сетях Литвы.
Министерство культуры Литвы ранее выпустило рекомендации воздержаться от публичных презентаций произведений российских композиторов до окончания военных действий на Украине.
Министр культуры Симонас Кайрис первым делом подчеркнул, что ни государство, ни государственные учреждения, ни министерство никоим образом не вовлечены в этот вопрос: концерт не финансировался государством, а госучреждения не участвовали в каком-либо совместном проекте.
"Мы говорим об индивидуальном выборе, ценностях и оценке контекста. И здесь мы видим два примера. Например, наши кинематографисты, которые только что получили главные призы на фестивале в Локарно, четко выразили свое уважение и поддержку Украине, когда выходили на сцену получать свои награды. И мы также видим двух звезд мирового уровня, которые будто попадают в серую зону", – говорит Кайрис.
Он также напомнил об указе президента России Владимира Путина от 2022 года о развитии гуманитарной политики России за рубежом. По словам Кайриса, это очень опасный документ: "В нем говорится о Русском мире, о всей его конструкции, начиная с Чайковского и других перечисленных там личностей, и о том, как их использовать для оправдания империалистической, экспансионистской политики России".
Исследователь литовской культуры Витаутас Алишаускас не уверен, что общественное давление в данном случае имело бы большой смысл.
"Как бы я на это ни смотрел с реалистичной точки зрения, никого не впечатлит, если мы с помощью социального давления заставим какого-либо литовского артиста отказаться от участия. Потому что есть вещи, которые для Запада просто непонятны", – говорит Алишаускас.
В целом, по его словам, значение русской литературы довольно преувеличено, потому что в России было не так много писателей европейского, мирового уровня.
"Но, например, без традиционной русской музыки в Европе уже может чувствоваться брешь. С другой стороны, все эти старые композиторы были чужими в коммунистической России и, по сути, совсем чужими и в царской России. Посмотрите на их биографии. В этом случае русская музыка – это, пожалуй, самый западный феномен, который мы можем наблюдать в ее культуре", – говорит Алишаускас.
Он также напомнил об исполнении оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов" в La Scala, которое открыло новый сезон театра 7 декабря 2022 года, несмотря на протесты и письма украинского консула.
"Ну и что тут можешь поделать? Большие мировые артисты могут использовать свое лицо, свой имидж, чтобы поддержать Украину, это было бы более разумно, чем сказать: "Нет-нет, я не буду танцевать в "Лебедином озере", потому что это уже империалистическая Россия", – подчеркнул он.
Музыкальный критик Раса Мураускайте-Юшкене напоминает, что программа произведений Чайковского и Рахманинова, с которой выступают Асмик Григорян и Лукас Генюшас, была подготовлена еще до начала СВО: произведения, представленные в программе, взяты из альбома музыкантов Dissonance, выпущенного в марте 2022 года.
"Этот альбом был с восторгом принят международными слушателями и критиками, а Асмик Григорян получила премию Opus Klassik как лучшая солистка, поэтому неудивительно, что с этой программой дуэт приглашают выступать в престижных концертных залах", – говорит Мураускайте-Юшкене.
Она добавила, что мнение Запада об исполнении музыки русских композиторов сильно отличается от мнения стран Балтии или Польши, что вполне объяснимо историческим контекстом.
"В прошлом году, например, произведения Рахманинова, по статистике, были одними из самых исполняемых в концертных залах, поскольку отмечалось 150-летие со дня его рождения. Для исполнителей, активно выступающих на международных сценах, исполнять или не исполнять музыку русских композиторов – это, вероятно, вопрос личного выбора, сбалансированного с обязательствами и другими обстоятельствами", – подчеркнула Мураускайте-Юшкене.