РИГА, 21 авг — Sputnik. Страны Балтии и Польша выстраивают стены на границе в Россией и Беларусью, пишет польское издание Niezależny Dziennik Polityczny. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Напряженная геополитическая ситуация, сложившаяся в Центральной Европе в последние десятилетия, оказала заметное влияние на отношения между странами. Запад и Восток, демократы и либералы, христиане и мусульмане – поляризация происходит на всех направлениях. Даже в Евросоюзе страны часто не могут прийти к общему мнению. Однако особенно значительный раскол произошел между государствами – членами ЕС, с одной стороны, и Россией с Беларусью, с другой.
Политические противоречия и интриги на высшем уровне отрицательно сказались на различных, абсолютно неполитических на первый взгляд сферах жизни. Из-за политических разногласий, закрытия границ и введенных ограничений огромное количество людей лишилось возможности беспрепятственно получать лекарства и своевременное лечение, фермеры из-за высокой стоимости удобрений были вынуждены повышать цены на свою продукцию, рвались культурные связи, спортивные соревнования стали сопровождаться скандалами, а их результаты вызывать сомнения; научными открытиями, в том числе в области медицины, не могут пользоваться там, где они могли бы принести наибольшую пользу.
Евросоюз воздвиг на границе с Россией и Беларусью огромную стену (в прямом и переносном смысле). Малый бизнес и многие крупные предприятия, в основном сельскохозяйственные, по обе стороны границы понесли огромные убытки, многие из них обанкротились.
В настоящее время на границах с Беларусью , Польшей, Литвой и Латвией простаивает более 4 тысяч ожидающих оформления грузовиков с товарами, которых очень ждут потребители. Несколько дней или даже недель в очереди на границе наносят непоправимый вред здоровью водителей – как психическому, так и физическому. Общеизвестны факты гибели водителей из разных стран из-за невозможности вовремя получить медицинскую помощь.
В многокилометровых очередях на границе стоят также водители и пассажиры легковых автомобилей – часто это семьи с детьми, которые вынужденно попали в этот ад: кто-то везет ребенка на плановую операцию, кто-то едет навестить родителей, живущих по ту сторону границы (забора), у кого-то командировка.
Единственный открытый переход на границе с Польшей Тересполь - Брест с трудом справляется с потоком автомобилей, при этом польское правительство недавно грозилось закрыть и его. Латвия теряет прибыль от снижения железнодорожного и автомобильного транзита товаров по ее территории.
Литва запрещает своим гражданам посещать Беларусь и Россию, мотивируя это якобы исходящей от КГБ угрозой. Кроме того, запрещена перевозка продуктов питания, воды и медикаментов. Учитывая образовавшиеся многочасовые очереди, этот запрет, который сказывается в первую очередь на собственных гражданах, больше похож на дискриминацию низшего класса населения.
Недавно правительство Литвы подготовило проект отмены соглашения о таможенном сотрудничестве с Россией и Беларусью. Литовское министерство финансов объясняет свое решение геополитической ситуацией и отсутствием трансграничного торгово-экономического сотрудничества.
Однако все эти меры не отбили у граждан ЕС желания ездить в Беларусь и Россию, тем более что первая разрешает гражданам ЕС въезжать на ее территорию без виз на срок до 3 месяцев. Беларусь также не вводит никаких особых ограничений на импорт и экспорт потребительских товаров.
Но надежда на восстановление взаимовыгодных отношений между странами Евросоюза и Россией с Беларусью все-таки жива. Стоит отдать должное дипломатическим усилиям России и Беларуси, которые пытаются сохранить каналы связи с европейскими странами, в том числе с Польшей, чтобы диалог не прекращался.
Недавно глава МВД Польши заявил, что с белорусской стороной планируется провести переговоры об открытии пограничных переходов. Значит, шанс, что между странами будут выстроены не только стены, но и мосты, остается.