РИГА, 13 авг — Sputnik. Уже с 1 сентября на всех товарах в магазинах должны быть указания о происхождение продукта – изображение флажка и надпись, но пока ситуация не улучшается, сообщил Гунтис Гутманис, глава Совета сотрудничества сельскохозяйственных организаций (СССО).
"Вчера зашел в магазин, и даже на больших информационных табличках, где черт знает что можно написать, нет ничего о стране происхождения продукта. Вместо этого приходится взять в руки овощ, на котором информация таким мелким шрифтом, что ее даже разглядеть трудно", - рассказал Гутманис. На его взгляд, в этом виноват страх торговца и нежелание выполнять данное требование.
Гутманис отметил, что с фирменными брендами магазинов дела обстоят еще сложнее – например, Rimi eļļa или Maxima Well done vistas gaļa не указывают ни на происхождение продукта, ни на реального производителя. "Я хочу понять и видеть, кто производитель, потому что понятно – ни Rimi не производит масло, ни Maxima – куриное мясо", – отметил он и добавил, что происхождение продукта можно понять, если удастся найти мелким шрифтом указанного производителя. На взгляд Гутманиса, это введение потребителя в заблуждение.
Комментируя разработанные Минземледелия правила кабмина о маркировке пищевых продуктов, которые правительство планирует рассмотреть сегодня, 13 августа, Гутманис сообщил, что правила рассматривались в нескольких рабочих группах, и везде вызывали споры между торговцами, производителями продуктов питания и фермерами. Но компромисс найти удалось.
Гутманис признал, что следует подождать, пока новый порядок заработает, и пару месяцев понаблюдать за ним, чтобы внести изменения в нормативные акты, если они понадобятся.
Также эксперт отметил, что покупатели удивятся, увидев флаги на товарах, которые считаются произведенными в Латвии, и в этом также состоит цель упомянутых правил. Он добавил, что СССО ранее создал кампанию "Право знать" и провел опрос, в результате которого выяснилось: люди не знают, в каких странах производятся продукты, которые они выбирают. Часто им кажется, что им все известно, но это не так, и это также один из приемов маркетинга.
"Я могу купить импортный продукт, это же не проблема. Но, если я его покупаю, я хочу, чтобы это был осознанный выбор. И мне не нравится, если меня обманывают, когда я хочу купить местный продукт", – пояснил Гутманис и напомнил, что многие не читают то, что написано мелким шрифтом, а затем удивляются происхождению товара. И такая ситуация наблюдается во всех группах товаров.
Напомним, в апреле Сейм принял поправки, ужесточающие правила маркировки продуктов. Согласно документу, с 1 сентября магазины будут обязаны указывать на ценниках страну производства товара в виде флага. При этом печатать флаги России и Беларуси запрещено – товары из этих стран должны будут помечаться исключительно в письменном виде.
За отсутствие на ценнике информации о стране производства грозит штраф до 250 евро для физических лиц и до тысячи евро – для юридических.