РИГА, 7 авг — Sputnik. Минэкономики 6 августа организовало встречу со страховщиками и другими ответственными структурами, чтобы обсудить вопросы, связанные с процессом выплаты страховых возмещений по наводнениям. Все согласились с тем, что в будущем условия договоров нужно делать более понятными. В то же время ввести единое понятие "паводка" или "наводнения" - невозможно. Также выяснилось, что некоторые страховые компании имеют лимиты на выплаты возмещений. А значит, для некоторых клиентов выплаченные суммы не смогут покрыть весь ущерб, причиненный недавней бурей.
Жители Латвии, чье жилье оказалось затопленным или разрушенным из-за недавней бури, возмутились нежеланием страховых компаний выполнять свои обязательства. Президент Эдгарс Ринкевичс поддержал пострадавших и призвал отрасль "собраться", а Банк Латвии — все проконтролировать.
Встречу организовало министерство экономики. В ней приняли участие представители министерства финансов, Банка Латвии, Латвийской ассоциации страховщиков (LAA), Латвийской ассоциации финансовой отрасли и Центра защиты прав потребителей (PTAC).
Лимиты на выплаты
Оказалось, что и у компаний, которые не отказались платить возмещения, есть свои "подводные" камни - у некоторых страховщиков установлены лимиты на выплату возмещений. Как рассказала юрист, помогающая пострадавшим, есть клиенты, которые получают настолько небольшие суммы, что могут обратиться в суд.
Например, у BALTA лимита нет, а BTA заплатит до 1000 евро за попадание осадков через крышу и/или другие конструкции без внешнего воздействия. If Apdrošināšana заплатит до 3000 евро за ущерб от дождя.
"Там, где осадки попали в объект недвижимости и ущерб существенно больше, этой суммы может не хватить. В конкретном случае мы пошли навстречу людям, которые не приобрели соответствующее покрытие. Конечно, мы всегда готовы обсудить решение. Если оно оспаривается, то омбудсмен или суд дадут соответствующую оценку. Мы готовы к этому", - заявила руководитель группы имущественных возмещений If Apdrošināšana Уна Вилгерте.
К вечеру понедельника, 5 августа, в связи с ущербом от бури и дождей страховые компании получили 7001 заявление о возмещении, по которым выплачено и зарезервировано возмещение на общую сумму 12,75 млн евро. Число заявок продолжает расти.
Надо оспаривать отказы
Часть людей даже не пыталась подавать заявки, так как получили отказ по телефону. Ответственные учреждения призывают все же оформить официальную заявку. В случае отказа его можно будет оспорить.
"Если вы обращаетесь к страховщику официально и получаете отказ, то, во-первых, вы, конечно, можете обратиться к нам [PTAC] и проконсультироваться непосредственно по поводу договора, по поводу условий договора (...). На самом деле индивидуальные споры по страховым случаям рассматривает омбудсмен страховой ассоциации. Именно там потребителю должно быть предоставлено полное описание ситуации и доказательства того, был ли он достаточно информирован при покупке полиса. И тогда, конечно, омбудсмен рассмотрит заявление", - говорит Санита Гертмане из Центра защиты прав потребителей.
В ходе заседания представитель PTAC сообщил, что пока получил только одно заявление об отказе в выплате страхового возмещения. При этом звонков и вопросов по такому поводу достаточно.
Сколько точно официальных отказов было получено, пока неизвестно.
У наводнения будут разные определения
Одна из проблем, которая "всплыла" после сильной бури, заключается в том, что страховые компании в своих договорах дают разные определения понятию "наводнение". В Латвии работают девять компаний, предлагающих услуги страхования имущества. Этот вид страхования - добровольный, поэтому компании создают продукт по своему усмотрению и, соответственно, сами устанавливают правила, покрытие рисков и исключения, учитывая также пожелания и потребности клиентов.
Например, Латвийская ассоциация страховых брокеров обращает внимание на то, у страховщиков отличается даже скорость ветра, которая подходит под страховой случай бури.
Разные видения бури у страховщиков:
от 15 метров в секунду - у Gjensidige,
от 17,2 метра в секунду - у Balta и If,
от 18 метров в секунду - у Ergo.
В ходе встречи Латвийская ассоциация страховщиков договорилась о ряде мер по информированию клиентов и сотрудничеству с другими сферами, однако не удалось прийти к общему решению в определении паводка и всех возможных причин наводнений - от разлива водоемов до затопления, вызванного дождевыми сточными водами.
"На заседании Ассоциации мы подняли этот вопрос и решили, что законодательство не позволяет нам так поступать: определение наводнения и покрытие рисков наводнения — вопрос взаимной конкуренции, и такое соглашение противоречило бы закону. Один страховщик предлагает более широкое определение наводнения, другой - более узкое, и унифицировать его будет невозможно", - отметил президент Латвийской ассоциации страховщиков Янис Абашин.
Он подчеркивает, что при заключении договора о страховании стороны имеют право договориться о более широком или более узком покрытии рисков, и даже после заключения договора, думая о будущем, эти риски по соглашению со страховщиком можно изменить.
Будут разъяснять условия и термины
В ходе встречи PTAC призвал отрасль согласовать единые условия, чтобы потребителям было легче принять обоснованное решение при покупке страхового продукта. Представители Банка Латвии также обратили внимание на то, что правила страховщиков сложны, а клиенты подписывают их, особо не читая. Особенно это касается договоров, заключенных в интернете, для чего требуется лишь "пара кликов мышкой". При таком формате заключения договора, страховщику также сложнее более подробно информировать клиента о продукте.
Ассоциация страховщиков все же пришла к соглашению о создании своего рода путеводителя для приобретающих важнейшие страховые продукты клиентов - на что обратить внимание, какие вопросы задать.
"Цель - минимизировать неясности, в том числе информировать клиентов о важнейших терминах страхования, например, объяснить, что означает более узкое покрытие рисков наводнения, а что - более широкое. Если дать людям перечень важных пунктов для проверки по каждому из видов страхования при заключении договора, это поможет сократить число случаев, когда клиент покупает кота в мешке. Одновременно это можно было бы назвать и мерой по ликвидации страховой неграмотности", - рассказал Абашин.
Кроме того, достигнута договоренность о том, что все страховые компании оценят свои продукты страхования недвижимости, предусмотренный в них объем рисков, а также информацию, которую получает клиент об этом продукте.
Собравшиеся договорились встретиться через две недели, и LAA сообщит более точные данные от отказах в выплате возмещений и в целом по ситуации, а остальные вовлеченные стороны расскажут о дальнейших шагах по улучшению процесса покупки страхового полиса, чтобы сделать его более понятным, прозрачным и безопасным для потребителей.