РИГА, 5 авг — Sputnik. Ситуация в проекте Rail Baltica сложилась катастрофическая, заявила Скайдрите Абрама, депутат Сейма, председатель комиссии по народному хозяйству, аграрной, экологической и региональной политике, эксперт по конкурентному праву.
"Там уже пожар, настоящая катастрофа. Построено два полусырых объекта (вокзал и аэропорт в Риге - ред.), а работы над главной задачей – основной трассой, даже не начались. Все остановилось, денег нет, никто не понимает, что делать и как быть.
Мы же не хотим провалиться, к тому же Латвия не единственный партнер в этом проекте, в нем участвует еще Литва и Эстония. Это тройная ответственность – не подвести партнеров, сделать все, что в ваших силах. Сейчас действительно все "горит" и пора принимать меры", - подчеркнула Абрама.
По ее мнению, от проекта уже нельзя отказаться.
"Отказаться невозможно. Во-первых, мы уже получили довольно много денег из котла Евросоюза. Если и их придется вернуть, это уже будет полная катастрофа", - уверена депутат.
Ранее сообщалось, что правительство решило выделить первые 10 млн евро на погашение долгов перед строителями, которые ведут работы на Рижском железнодорожном вокзале и в аэропорту. Всего требуется погасить 39 млн евро из-за роста расходов, вызванных инфляцией.
"Это охватывает проделанную работу, а также индексацию стоимости проделанной работы", - пояснил председатель правления Eiropas Dzelzceļa līnijas Эрик Дилев.
Однако эта сумма тушит лишь первый из "пожаров", поскольку привлечь деньги на дальнейшие работы по строительству станций из Европейского инструмента соединения инфраструктуры, который был основным источником финансирования проекта, сейчас не удалось.
"Решение Еврокомиссии было следующим: нужно продемонстрировать прогресс на основной трассе, чем мы сейчас активно занимаемся со строителем и в ближайшее время планируем начать строительные работы до Иецавы. Мы работаем над альтернативой "B" - что мы можем покрыть из финансирования других доступных структурных фондов", - сказал Дилев.
Как сообщалось, в настоящее время нет ясности в отношении дальнейшей модели реализации и управления проектом Rail Baltica, а также источников финансирования, так как, согласно данным новейшего анализа, общие затраты по проекту в странах Балтии могут составить 23,8 млрд евро, тогда как в 2017 году они оценивались в 5,8 млрд евро.
Генеральная прокуратура 3 июня начала проверку действий должностных лиц, ответственных за реализацию проекта Rail Balticа, которые без согласования взяли обязательства перед государственным бюджетом, заключая договоры о строительных работах в рамках проекта.
В свою очередь, Сейм решил создать парламентскую комиссию по расследованию ошибок, допущенных при реализации проекта.