РИГА, 25 июл — Sputnik, Алексей Стефанов. С Валерием Зориным мы знакомы уже год. С того самого момента, когда он понял, что шансов остаться и продлить ВНЖ в Латвии будет слишком мало и для этого придется переступить через себя. В итоге после 52 лет жизни в Латвии он собрал вещи и за два дня до аннулирования ВНЖ переехал в Беларусь – к супруге, дочери и внучке в агрогородок Бигосово, а потом в Калугу, где получил регистрацию. И стал жить между Россией и Беларусью.
Этот год мы постоянно были на связи, Валерий делился особенностями быта после переезда, рассказывал о проблемах с документами, чиновниках, которые не успевают отслеживать все нововведения и, несмотря на заявления о массовой депортации, ко многому оказались не готовы.
Поэтому это интервью мы постоянно переносили, но сейчас уже есть о чем рассказать.
Сдавай не сдавай экзамены – все равно депортируют
Валерий Зорин родился и вырос в Латвии, жил в русском городе Краслава. В 2012 году, не выезжая из страны, принял гражданство России. При этом его супруга, дочь и внучка живут в Беларуси. Тридцать лет назад, когда он только познакомился с будущей женой, решили жить на два дома – в двух только что получивших независимость странах. Поскольку от Краславы до агрогородка Бигосово в Беларуси, где жила будущая супруга, всего 37 км, решили, что можно ничего не менять. Так и жили – в рабочие дни Валерий проводил в Латвии, а на выходные приезжал к жене в Беларусь. Кто же знал, что спустя 30 лет две страны окажутся едва ли не на грани войны.
"Когда пошли разговоры, что на ВНЖ надо будет сдавать экзамены по языку, но еще не было известно про анкеты – это я позже прочитал про вопросы в анкетах и понял, что правильно сделал, что не полез в это болото, – стало ясно, что устану ездить туда-сюда за этими документами, за каждую справку платить, да еще язык могу не сдать. Работал я в дорожно-строительной фирме на экскаваторах, бульдозерах, самосвалах и прочей технике. Латышский мне не был нужен, я на нем практически не говорил. Я же не политик, это работа депутата трепаться со своих трибун, а нам что – мы люди рабочие. Начальник мог неделями не появляться на объекте, по телефону ставил задачу и знал, что все будет выполнено", – рассказывает Валерий Зорин.
Собеседник смеется, когда задает вопрос и на него же отвечает: "Почему полицейских в Латгалии не проверяют на знание латышского? – Потому что там его никто не знает". Смех смехом, но, когда Сейм принял поправки в иммиграционный закон, задним числом лишив людей ВНЖ и заставив заново доказывать свое право жить в Латвии, Валерий сразу для себя решил – нужно уезжать.
"ВНЖ у меня был свежий – я его выбрал в 2022 году, он сроком на пять лет. И уже с апреля 2023 года потихоньку вывозил в Беларусь одежду, какие-то запчасти к автомашинам, инструменты. Конечно, все не вывез – там у меня еще полмашины осталось, три двигателя, много всего. Я знал, что надо будет выдвигаться, ничего не изменится, потому что Россия ничем не ответила, а латыши – им дай палец, руку откусят. Они цветы сгребли [10 мая 2022 года у памятника Освободителям Риги], все проскочило, потом памятник снесли, никакой ответки, пенсионеров этих бедных в инвалидных колясках таскают [граждан РФ на экзамен по латышскому], и ничего", – вздыхает Валерий.
И добавляет, что на месте этих пенсионеров, он бы не унижался – сколько времени, денег и нервов они потратили на сдачу экзаменов и заполнение анкет, а результат, скорее всего, будет один.
"Пенсии у них копеечные, просто сидели бы спокойно и ждали, пока их в вагонах насильно вывезут на границу. Россия приняла бы эти 20 тысяч человек. Их бы расселили, и жили бы они здесь на эти пенсии более-менее нормально, – уверен собеседник. – А то там и лекарство стоит – космос, с медициной – труба. Вызов скорой помощи 98 евро, а будет еще дороже. При этом украинцам все бесплатно. Нет в Латвии никаких перспектив. Это если ты молодой, не болеешь, тогда, да. А так... Сейчас на УЗИ 2,5 года очереди ждать. Я людям пишу: вы лучше потратьте время, приезжайте в Витебск – там в медцентрах иностранцев тоже принимают, и попадете к специалисту, и стоит это недорого".
С правами на спецтехнику пришлось повозиться
Сейчас Валерий Зорин живет между белорусским агрогородком Бигосово и российской Калугой. Преодолевает расстояния в 700 с хвостиком километров, чтобы решить какие-то бытовые вопросы или оформить нужные справки. Ездил менять водительские права – с ними повезло, поскольку поменялись законы РФ и можно было обменять иностранное удостоверение на российское один к одному. Только медицинская справка и перевод документов требовался. А вот с правами на тракторную технику возникла сложность. Советский диплом почему-то не приняли, сказали, что нужно сдавать все заново и выкатили счет на обучение – 70 тысяч рублей плюс вождение, топливо и аренда техники.
"И на каждую категорию учиться три месяца. А экскаватор, бульдозер, погрузчики – это как профессия, это еще учиться по три месяца и курсы стоят 9-10 тысяч. Я посмотрел – бесполезно. Откуда у меня столько денег и времени – по месяцам прикинул, два года набирается. Анатолий Бублик – "Путь домой" говорит, что в России нужны водители, трактористы. А кому нужны, если приезжаешь с нашими документами – и не берут. И еще год нужно прожить, чтобы медкомиссию пройти", – поражается собеседник.
Валерий отмечает, что с этим сталкиваются не только те, кто попал под депортацию, но и переселенцы по программе. "И, если ничего не изменится, приедет специалист-экскаваторщик, а пойдет работать в "Пятерочку" грузчиком, потому что для получения медицинской справки еще год нужно прожить, если ничего не изменится, конечно".
"Могу сказать тем, кто переезжает на ПМЖ в Беларусь. У кого есть водительские права, они могут сдать ПДД и получить белорусские права. С тракторной техникой, как в моем случае, вообще без проблем: диплом, водительские права, медкомиссия и замена", – дает совет будущим переселенцам Валерий.
Сам он все-таки добился решения своего вопроса в России. Занялся долгой и нудной перепиской с ответственными инстанциями, поясняя, что три года учился на водителя спецтехники в СССР, а сейчас снова должен учиться и потратить уйму денег. Хотя Российская Федерация считается наследницей Советского Союза. Правда, экзамены сдавать все-таки пришлось. Получил российские права трех категорий и профессию – погрузчик.
Мы – вынужденные переселенцы
"С правами разобрался, но вот история со статусом вынужденного переселенца и с растаможкой автомобиля – просто труба", – это следующая проблема, с которой столкнулся Валерий Зорин. Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, даже написал депутату Госдумы Марии Бутиной, и она, на удивление героя, откликнулась, начала помогать.
"Я изначально пошел в городской миграционный центр и сказал, что в законе от 1993 года мне положен статус вынужденного переселенца. Он дается тем, кто подвергся гонениям по языковым, политическим, национальным признакам. И те, кто попал под депортацию, полностью подходят под этот закон. Но мне отказали. Говорят, мы помогаем только таджикам, узбекам, украинцам, армянам и грузинам, а у тебя российский паспорт есть. Отправили в область. А там: "Вам зачем нужен такой статус?" Сказали, что легче будет растаможить машину, обращение ничего не даст – год будут рассматривать заявление и откажут", – вспоминает Валерий.
Говорит, что, несмотря на отказ, который придет только через год, сказали собрать кипу документов, многие из них перевести, нотариально заверить, поставить апостиль и ждать. И вот после обращения к Марии Бутиной дело сдвинулось с мертвой точки. Он кратко расписал ей свою ситуацию, и вскоре звонок из того же миграционного центра: уважительно, с вопросами о том, как дела, и, наконец, "приезжайте писать заявление".
Валерий говорит, приезжает, а там те же три женщины, которые в первый раз его отфутболили. Но стали утверждать, что такого не было. Правда, толку от второй встречи с ними было немного. Да, сказали, что рассмотрение его дела будет проходить не год, как говорили при первой встрече, а всего пять дней. Так и произошло. Но снова был отказ с формулировкой: "не соответствует статусу вынужденного переселенца". Но теперь уже оперативно удалось получить документ, который можно было оспорить, а не ждать его целый год.
"Мы не вынужденные, а решили и поехали. Ну ладно", – поражается Валерий Зорин.
Собеседник руки не опустил, продолжил рыться в законах и обнаружил еще один от 2019 года, который относится к его ситуации. Снова обратился к Марии Бутиной, ее помощница помогла написать протест на отказ. И Валерий Зорин получил свидетельство, что подал на статус вынужденного переселенца. Теперь ждет, когда ему выдадут книжку – статус вынужденного переселенца. Получит ее к концу лета.
Растаможка автомашины еще тот квест
Со статусом вынужденного переселенца Валерий Зорин пойдет растаможивать автомашину. До сих пор сделать это бесплатно, несмотря на то, что Валерий уехал из Латвии вынужденно и не по доброй воле, не получилось. С этой проблемой столкнулись многие выдворенные из Латвии граждане РФ. И пока ситуация не меняется. Но Валерий нашел хотя бы лазейку – сделать это можно будет через статус вынужденного переселенца.
На данный момент, говорит Валерий, он писал письма в ответственные инстанции, получал отказы. По закону растаможить автомобиль льготно можно, если ранее этого не делал, транспортное средство в собственности не меньше года и есть постоянная регистрация в России. С этим у Валерия проблем не было, однако таможня требует дополнительно еще несколько подтверждений. И вот тут начинаются проблемы.
Нужно доказать, что человек проживал в Латвии. Благодаря тому, что Валерий Зорин уехал из Латвии добровольно за пару дней до вступления в силу решения о депортации, ВНЖ у него остался на руках. Сейчас карточку при выдворении изымают на латвийской границе и доказать законность пребывания на территории Латвии очень сложно. Российская сторона почему-то навстречу не идет. Приходится мотаться на границу по несколько раз.
"Потом надо доказать, что это твое транспортное средство. Я говорю: ну вот мои техпаспорта – у меня машина с прицепом. А мне: здесь нет отчества, вы взяли ее у тезки. Нужна бумага, что вы собственник. Говорю: собственник и владелец – это я. В техпаспорте на латышском это написано. Нет – в техпаспорте нет отчества, года рождения, персонального кода. Ладно. Я снова привез кучу документов. Справку, что с 1995 года по сентябрь 2023 года был зарегистрирован в Латвии, перевел ее на русский. Мало – нужна бумага из Дирекции безопасности дорожного движения, что вы владелец этого транспортного средства. А дают эту справку только лично в руки. Говорю: вы что хотите, чтобы я туда поехал? Во-первых, меня туда не пустят, а во-вторых, могут за воротник и посадить", – до сих пор поражается собеседник, вспоминания все эти перипетии.
Пришлось Валерию поехать на другую таможню на границе с Латвией и узнавать, что думают о его документах там. В Себеже признали, что имеющихся документов достаточно. Так он понял, что в каждой области таможенники ведут себя иначе, одни больше знают, другие не сильно разбираются в законах и побаиваются.
Когда Валерий получил справку, что подал документы на статус вынужденного переселенца, он снова поехал на таможню, которая должна растаможить его автомобиль, по новой привез все документы. И тогда там признали, что с этим статусом он имеет право на растаможку автомобиля, даже без уплаты утилизационного сбора, и постановку на учет в ГИБДД без ограничений возраста и других характеристик. Сами обрадовались, что найден выход, и пообещали будущим переселенцам подсказывать, что нужно этот статус оформлять.
Но пока статус окончательно не получен, Валерий не может растаможить свой автомобиль. И в конце августа ездить на автомашине с латвийскими номерами он уже не сможет. Учитывая, что машина ему нужна, чтобы передвигаться между Беларусью и Россией, да еще для поездок на работу, если устроится, это серьезная проблема.
Но Валерий не унывает. Почти год он бился с российской бюрократией и практически поборол ее, да еще проторил дорожку для будущих переселенцев, которых, судя по всему, будет еще очень и очень много. Точной цифры никто не знает, неизвестно даже число уже ехавших из Латвии граждан России, таких как Валерий Зорин, Валерий Окатьев и Аркадий Глухих. Но то, что их число давно перевалило за тысячу, это точно. И каждый из них сталкивается практически с одними и теми же проблемами, которые, хочется верить, будут устранены.