РИГА, 22 июл — Sputnik. Ожидается, что с июля 2025 года налог на добавленную стоимость в Эстонии будет повышен на два процентных пункта – до 24%, а подоходный налог с населения с января 2026 года также вырастет на два процентных пункта – до 24%. В Латвии разговоры о повышении НДС даже на 1% вызывают панику, пишет Бен Латковскис в Neatkarīgā.
В Латвии считается хорошим тоном хвалить все (или почти все), что делается в Эстонии. К литовцам уважение не такое сильное, и даже к вещам, которые литовцы делают явно лучше и смелее, отношение более сдержанное. Как будто наша собственная вечная осторожность (читай: трусость) более достойна уважения, рассуждает публицист.
Поэтому введенный Литвой налог на прибыль банков, который в прошлом году принес в казну 256 миллионов евро, и в этом году планируется собрать еще 220 миллионов евро, в политической кругах не рассматривается как пример для подражания. Нашему министру финансов Арвилсу Ашераденсу не приходится каждый раз, когда он где-то выступает, оправдываться, почему такой налог не введен в Латвии.
Такая сдержанность вполне понятна. "Элита" столь жесткий налог на сверхприбыль считает "простецким". Гораздо "солиднее" будет идти в ногу с банками, которые традиционно считаются самыми ценными работодателями. С точки зрения "правильного" латыша, быть в одном лагере с банками более респектабельно, чем с теми, кто вечно ругает "шведские банки".
Кроме того, в массовое сознание десятилетиями вбивается идея, что за любой "проступок" банки мстят жителям и возмещают причиненные им убытки за счет клиентов. Следовательно, угрозы банков, с помощью которых они пытаются отбить все попытки перераспределения их прибыли, слышат очень хорошо. И слышат их не только политики, но и обычные люди.
Однако предложенная Эстонией налоговая реформа может привести политический класс Латвии в отчаяние. Как на это реагировать? На прошлой неделе председатель Совета по фискальной дисциплине Инна Штейнбука заявила, что "в Латвии нет необходимости повышать налоги". Глава комиссии Сейма по бюджету и финансам (налогам) Янис Рейрс также четко заявил: "Пока я возглавляю бюджетную комиссию, НДС повышен не будет".
То же самое пообещал и заместитель Рейрса, депутат от "Прогрессивных" Андрис Шуваев. "С точки зрения "Прогрессивных", повышение НДС – это очень нежелательное решение, поскольку именно этот налог самым непосредственным образом влияет на социальное неравенство. В любом случае это регрессивный налог, повышение которого мы не можем поддержать принципиально", – заявил Шуваев.
А в Минфине сообщают, что сбор налогов отстает от графика. В следующем году придется увеличить долю расходов не только на оборону. Деньги жизненно нужны для образования, науки, инноваций, не говоря уже о системе здравоохранения, социальной сфере и вечно отсталой инфраструктуре. Денег не хватает практически на все.
ОЭСР и Еврокомиссия в своих годовых отчетах констатируют, что в Латвии через бюджет перераспределяется сравнительно небольшая доля ВВП – около 30%, что значительно меньше, чем в развитых странах – около 40%, но латвийские политики от любых изменений в налоговой системе бегут как черт от ладана. Все еще помнят странную налоговую реформу министра финансов Даны Рейзниеце-Озолы в 2018 году и политические последствия этой реформы как для министра, так и для партии, которую она представляет.
Предложение Эстонии по налогам намного более жесткое по сравнению с тем, что обсуждают в Латвии. У нас пока речь шла только о повышении ставки НДС всего на один процентный пункт. И даже этих незначительных изменений политики предпочитают избегать. В Эстонии же ставки сразу поднимают на 2%. Причем не только по НДС, но и по особо чувствительному подоходному налогу. Как бы там ни было, это крайне смелый, даже рискованный шаг.
Правда, даже в Эстонии политики не решаются тронуть "любимый" западными советниками налог на недвижимость, который в странах Балтии считается неадекватно маленьким. Этой "неадекватности" есть простое объяснение: в странах Балтии (в том числе и в Латвии) значительная часть жителей имеет собственное жилье, а число собственников, получающих доход от использования этих объектов недвижимости, невелико. Лишь немногие объекты сдаваемой в аренду недвижимости могут облагаться "адекватным" налогом. В результате доходы от налога на недвижимость относительно невелики, и повышение ставки налога принесет больше экономического и социального вреда, чем пользы.
Сейчас уже ясно, что доходы бюджета необходимо будет увеличить, поскольку неотложные расходы будут расти. Дефицит бюджета уже приближается к максимально допустимому потолку, значит, где-то нужно будет найти дополнительные деньги, и вряд ли это произойдет без повышения налогов. Налогообложение дивидендов проблему не решит. Это может принести дополнительно лишь 50 млн евро.
Шуваев ранее уже выразил уверенность в том, что с 1 января следующего года налоговые изменения обязательно произойдут. Он не уточнил, какие именно, и указал, что публично об этом будет объявлено лишь незадолго до принятия бюджета, в конце этого года.
Лично у меня возникли некоторые подозрения, что Рейрсу, возможно, придется уйти с поста председателя бюджетной комиссии, чтобы выполнить свое обещание. Альтернативный вариант – заставить банки делиться сверхприбылью, полученной за счет высокой базовой ставки рефинансирования, установленной Европейским центральным банком, которую в прошлый четверг решили сохранить на уровне 4,25%
Также интересен, но крайне маловероятен вариант введения прогрессивной шкалы всех видов налогов, то есть переложения дополнительной налоговой нагрузки на самую богатую часть населения Латвии. Это было бы интересно хотя бы потому, что правящие в Латвии политические партии оказались особенно снисходительны к этой группе жителей. Запланированные гигантские пенсии и готовность даже пропорционально их индексировать наглядно показали "добросердечность" политиков.