Инаугурация главы государства предполагает присутствия на официальной части мероприятия представителей и лидеров всех общественных и политических организаций и объединений Литвы. Это должно подчеркивать единство народа, пишет колумнист Владимир Матвеев на сайте Sputnik Литва.
Но в этом году в "единство" литовские власти официально внесли раскол. Представителей канонической Литовской православной церкви, которая объединяет около 140 тысяч верующих, впервые не пригласили в Сейм на инаугурацию президента Гитанаса Науседы.
"Формально мы [ЛПЦ], действительно, вторая по численности религиозная конфессия, но фактически мы — религиозное меньшинство. Нас всего около 4,5 процента, но, несмотря на это, мы здесь [в Литве] не чужие, и к нам относятся с уважением как власти, так и представители других конфессий. Мы чувствуем себя неотъемлемой частью всего общества всей страны. Главной задачей для нас является сохранение нашей духовности, традиции и всего того наследия, которое, собственно, и составляет это понятие — православие", — с чувством благодарности литовскому государству говорил митрополит Виленский и Литовский Иннокентий в 2018 году.
Но теперь тысячи верующих превратились в Литве в граждан второго, а может, даже и третьего сорта. Их веру признали угрозой национальной безопасности из-за того, что ЛПЦ до сих пор сохраняет каноническое единство с Русской православной церковью (РПЦ), а в своих молитвах священнослужители поминают Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. При этом на всех службах отдельно произносятся молитвы о мире на Украине и прекращении противостояния, в котором гибнут люди.
Но нынче в Литве тех, кто призывает к миру на Украине, автоматически причисляют к "агентам Кремля". И, чтобы соблюсти видимость приличия, литовские власти решили организовать свою "православную церковь". Лидерами новой церкви назначили пятерых раскольников ЛПЦ, которые в 2022 году начали агрессивно выступать в СМИ против руководства канонической православной церкви в Литве. Высказывания митрополита Иннокентия по поводу Украины полностью игнорировались или перевирались.
Это дало светским властям Литвы повод подключить к формированию "правильной" православной общины Константинопольского патриарха Варфоломея, который до этого был причастен и к разжиганию ситуации с канонической Украинской православной церковью, и гонениями на православных священников. И вот год назад Варфоломей лично приехал в Вильнюс, чтобы взять под свое крыло раскольников и "благословить" создание Константинопольского экзархата в Литве.
Именно представители этого нового формирования в минувшую пятницу гордо восседали во время инаугурации президента.
"Конечно, у нас вызывает крайнее недоумение то, что руководитель нашей Литовской православной церкви не был приглашен на церемонию инаугурации президента, хотя мы являемся второй по численности религиозной общиной, куда входят в абсолютном большинстве граждане Литвы, а их тысячи и тысячи, многие из которых голосовали за нынешнего президента", — заявили в канцелярии митрополита Иннокентия.
Литовские СМИ этот скандал с неприглашением представителей ЛПЦ на инаугурацию постарались "деликатно" обойти. Лишь процитировали слова Лукаса Корнелиса Вайчякаса, руководителя секретариата спикера Сейма Виктории Чмилите-Нильсен. Мол, "такое решение было принято из-за отношения лидеров религиозной общины к российскому вторжению на Украину". В администрации самого Науседы от подробных комментариев отказались. Но при этом, как сообщается, "подтвердили, что на инаугурационные мероприятия было решено не приглашать священнослужителей, подчиненных Московскому патриархату".
То есть и в администрации главного законодательного органа Литвы, и офисе президента постарались отмежеваться примерно от полутора сотен тысяч своих граждан, многие из которых тоже голосовали за избрание Науседы президентом.
А еще правительство Литвы во главе с Ингридой Шимоните в прошлом году радушно, на государственном уровне, принимало патриарха Константинопольского Варфоломея и обещало его "экзархату раскола" всяческое содействие. Вот и при распределении государственных дотаций, которые ежегодно выделяются из бюджета девяти религиозным общинам, новоиспеченным константинопольцам выделили около 74 тысяч евро — сумму аналогичную той, которую выплачивали канонической ЛПЦ.
При регистрации новой религиозной общины новые священники Константинопольского патриархата цинично заявили, что их паства тоже насчитывает… более ста тысяч прихожан. Правда, каких-либо доказательств не привели – да и зачем это надо. На немногих фото и видео с их богослужений видно, что молиться с ними приходят два-три десятка человек, видимо, из числа воинственно настроенных украинских беженцев. Подавляющее большинство украинцев, волею судьбы попавших в Литву, приходят молиться в храмы Литовской православной церкви, а в крестных ходах ЛПЦ участвуют тысячи православных верующих.
Что ждет теперь православие в Литве? Раскол и гонения, подобные тому, что происходит на Украине? Вопрос повис в воздухе, наполненном ненавистью и антироссийской агрессией со стороны литовских правителей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.