РИГА, 16 июл — Sputnik. Компания представила Банку Латвии расчет, согласно которому она готова выкупить акции у миноритарных акционеров по 3,35 евро за акцию, хотя в прошлом году средняя цена одной бумаги составляла 9,28 евро. Некоторые акционеры возмущены такой низкой ценой выкупа, но шансов увеличить ее практически нет.
Акции Latvijas Gāze котируются на Рижской фондовой бирже Nasdaq с 15 февраля 1999 года, но этим летом компания покинет биржу. Акции выкупаются нынешним правлением компании.
Когда участвовавшая в публичных торгах компания уходит с биржи, она обязана предложить выкуп акций у существующих инвесторов. В Латвии существует закон, который определяет и регулирует порядок расчета цены, по которой компания желает выкупить акции. Есть несколько методик, соблюдение которых проверяет Банк Латвии, прежде чем дать разрешение на предложение о выкупе акций.
Решение об уходе с биржи акционеры компании приняли 19 июня. Через несколько дней, 28 июня, компания представила Банку Латвии расчет, согласно которому она готова выкупить акции у миноритарных акционеров по 3,35 евро за акцию.
При этом, например, 31 июля 2023 года цена одной акции составляла 12,25 евро. Даже 10 июля этого года, когда уже было известно, что компания покинет биржу и какой будет цена предложения о выкупе акций, цена одной акции составляла 4,37 евро.
В течение прошлого года средняя цена одной акции Latvijas Gāze составляла 9,28 евро, медианная цена - 9,5 евро. В статье 10 закона о выкупе акций упоминается, что одним из методов расчета цены предложения о выкупе является принятие за основу средневзвешенной цены акции.
Однако, как указали в Банке Латвии, закон предусматривает и исключения, если, как это происходит на балтийском рынке, торговля акциями ведется не слишком активно и средневзвешенная или даже биржевая цена может вводить в заблуждение. "Средневзвешенная цена акции не применяется, если в соответствии с частью первой настоящей статьи оборот акций предприятия в течение 12 месяцев до наступления обязанности предложить выкуп акций составляет менее одного процента капитализации общества", - говорится в законе.
Это и взято за основу и в данном случае, и, соответственно, Latvijas Gāze определила цену предложения на основании балансовой стоимости акции. Она рассчитывается путем деления собственного капитала компании на общее количество акций. Собственный капитал рассчитывается путем вычитания обязательств компании из общей суммы активов.
"Следовательно, цена акции, по которой заключаются сделки на регулируемом рынке, может существенно отличаться от цены акции, по которой делается предложение о выкупе акций, то есть балансовой стоимости акции", - пояснили регуляторы рынка капитала.
Напомним, члены правления предприятия Айгарс Калвитис, Элита Дреймане и Эгилс Лапсалис хотят выкупить акции Latvijas Gāze у нынешних акционеров, в том числе у российского "Газпрома". Этот процесс они начали в ноябре 2023 года с помощью собственной компании SIA "Energy Investments" и приобрели 28,97% акций Latvijas Gaze у люксембургского инвестиционного фонда Marguerite Gas II при поддержке Rietumu Banka. Для финансирования следующих этапов приобретения акций Energy Investments продала акции Rietumu Banka с правом выкупа их обратно в течение трех лет.
Что может делать инвестор?
У мелких инвесторов не так много инструментов, которые можно было бы использовать в том случае, если они считают, что цена выкупа акций несправедлива. Как отмечает представитель Рижской фондовой биржи Nasdaq Санита Гайлане, если инвестор не согласен с происходящим, он всегда может обратиться в суд и попросить его оценить, были ли предложение и процесс справедливыми.
В то же время в Банке Латвии заявили, что миноритарии могут не принять предложение о выкупе акций Latvijas Gāze. "Если цена в предложении о выкупе акций определена в соответствии с требованиями законодательства, но миноритарный акционер считает, что цена не адекватна, он может не выкупать акции и остаться акционером".
На практике это означает, что, даже если компания больше не будет котироваться на бирже, миноритарный инвестор может сохранить свою долю и рассчитывать на дивиденды или другие выгоды.
В соответствии с законом о выкупе акций акционер, который не согласен с утвержденной в предложении ценой выкупа акций, может в течение 18 месяцев после заключения предложения попросить компанию, высказавшую предложение, в данном случае Latvijas Gāze, компенсировать разницу в цене.
Статичный фондовый рынок дает ложное представление о цене
Финансовый эксперт, руководитель INVL Family Office Андрей Мартынов сказал, что это один из случаев, когда очень маленький и порой почти статичный фондовый рынок Латвии создает ложное впечатление о стоимости котируемой компании. По его словам, некоторые инвесторы купили акции по высокой цене, и, учитывая небольшое количество сделок, цена акций Latvijas Gāze не упала до цены, диктуемой рынком.
"Были инвесторы, которые торговали небольшими объемами, которые, возможно, пытались совершить краткосрочные спекуляции, но я не видел реального оправдания такой цене. (...) Рынок не был эффективен, и эта цена, мне кажется, не была установлена правильно", — говорит Мартынов.
По его словам, текущая цена акций выше 4 евро за акцию, что выше потенциальной цены выкупа, но и она "не определена эффективно" и основана на том, что некоторые инвесторы, вероятно, надеются, что Банк Латвии не разрешит выкупать акции Latvijas Gāze по цене 3,35 евро за штуку.
Однако он подчеркивает, что для инвесторов, которые решат не продавать свои акции в рамках этого предложения о выкупе, риски вырастут. Предприятие не будет публичным, а это значит, что информация о его деятельности станет менее доступной, а прозрачность в управлении компанией будет меньше. "Возможно, предложение следует рассмотреть", — считает Мартынов.
Однако против продажи говорит тот факт, что в будущем дела предприятия, вероятно, пойдут лучше, чем теперь, У предприятия очень большая доля рынка в Латвии. "Конечно, есть риски, которые могут возникнуть на энергетических рынках в ближайшем будущем", — уверен Мартынов.
"Если вложена небольшая сумма, (...), то, возможно, меня не заинтересовала бы такая цена, и, может быть, в течение десяти лет я смог бы получить эту сумму в виде дивидендов", — говорит инвестор, добавляя, что, скорее всего, Latvijas Gāze будет и дальше выплачивать инвесторам дивиденды.
Мартынов также добавляет, что хотя, по его мнению, закон в Латвии справедлив по отношению к миноритарным акционерам, в данном случае он выгоден и для тех, кто будет выкупать акции Latvijas Gāze, поскольку существует вероятность того, что многие мелкие акционеры не откликнутся на предложение о выкупе акций за эту небольшую сумму. Соответственно, для выполнения требований закона не потребуется вкладывать большие средства.