РИГА, 3 июл — Sputnik. Министерству образования и науки (IZM) нужно прилагать гораздо больше усилий к привлечению молодых учителей и их удержанию в профессии, говорится в отчете Госконтроля.
В среднем 65% будущих учителей работают в сфере образования уже во время учебы, и у 39% работа влияет на время, посвященное учебе.
По данным Госконтроля, 498, или 8%, преподавателей по естествознанию, географии, физике, химии и биологии в Латвии достигли пенсионного возраста, а близки к нему 1108, или 17%, но на смену им подготовлено только 180 молодых учителей.
Это происходит в том числе потому, что министерство образования не планирует подготовку педагогов: количество бюджетных мест рассчитывается по заявкам студентов, а не потому, сколько учителей и каких специальностей нужно школам.
Госконтроль признает, что IZM приняло ряд мер по устранению дефицита педагогов, но не все они были хорошо продуманными и эффективными. Кроме того, большинство этих мер началось только в 2023/2024 учебном году, то есть с опозданием.
Но причинами нехватки учителей являются не только недостатки в планировании подготовки учителей и невозможность подготовить необходимое количество учителей, но и другие факторы, связанные с поддержкой работы учителя.
Ежегодно по программам педагогического образования выпускается более 1000 человек, и 81% выпускников начинают работать в образовании, но 33% молодых учителей уходят из школ в течение первых пяти лет. При этом данные о причинах увольнения учителей не собираются и не анализируются.
Учителя не имеют достаточной профессиональной поддержки, а предложения по дальнейшему образованию лишь частично основаны на их потребностях. Только 31% учителей заявили в опросе, что курсы, пройденные за последние три года, обеспечили необходимое повышение компетентности. 53% педагогов заявили, что курсы не качественные, им не хватает времени на обучение или темы не соответствуют потребностям.
Не менее 85% участников опроса испытывают повышенный стресс, вызванный отсутствием учебных материалов, неуверенностью в зарплате, неуважением со стороны учащихся и их родителей, непропорциональной нагрузкой. 41% педагогов заявили, что за последние два года сталкивались с эмоциональным насилием на рабочем месте.
Зарплата и нагрузка — важные факторы, влияющие на желание учителя оставаться в профессии, отмечает Госконтроль.
Средняя зарплата в общественном секторе составляет 1397 евро, а средняя ставка зарплаты учителей колеблется от 1257 до 1780 евро, средняя брутто-зарплата - от 485 до 1384 евро. Учителя по-прежнему узнают размер своей зарплаты на новый учебный год только через месяц после его начала, что затрудняет личное финансовое планирование.
Есть учителя, которые работают две, три и даже пять ставок, что составляет до 196 часов работы в неделю.
Лишь половина, или 47%, учителей имеют оплаченную самоуправлениями медицинскую страховку. В 2024 году на обеспечение медицинского страхования с максимально допустимой суммой взносов для всех преподавателей общеобразовательных учреждений потребовалось бы около 18,2 млн евро.